"Динамо" - "Зенит". Ещё одна отсылка к Чернышевскому
Дмитрий Симонов утверждает, что скандал на матче "Динамо" и "Зенита" нужен был российскому футболу как глоток воздуха, Юрий Цыбанёв не хочет больше видеть сочетания современного футбола и современных фанатов, а Иван Жидков пытается разобраться, кого же всё-таки надо наказывать по итогам горячей субботы. Мысли о пиротехнике и последствиях её использования – в традиционном пресс-обзоре на @Sport.ru.
Если не подворачивается случай, приводящий к кардинальным изменениям, то его нужно придумать. Так считает обозреватель "Спорт-Экспресса" Дмитрий Симонов. А ведь и в самом деле, попадание петарды в Антона Шунина может привести к довольно скоропалительным решениям наверху…
И грянул гром - хоть это и было взрывом петарды. Мужик теперь, надо думать, перекрестится. И дело сдвинется с мертвой точки.
…Как ни прискорбно, не будь этой треклятой химкинской петарды и химического ожога роговицы у Антона Шунина, их следовало бы выдумать. Иначе у нас в России нельзя. Не получается. Закон о болельщиках, где идет речь о возможности применения существующих законов к представителям футбольной субкультуры (на которых те пока почему-то не распространяются), завис на стадии эскизов и набросков. В последнее время начались какие-то заседания и обсуждения законопроекта, но реальных результатов они не приносят. У представителей мира футбола - Евгения Гинера, Ольги Смородской или, к примеру, боссов РФПЛ - по словам одного из них, вянут уши, когда они слушают политиков и осознают степень их "погруженности" в проблему. Чтобы излечить болезнь, надо обнаружить бактерии, но "лекари" даже не утруждают себя тем, чтобы взглянуть в микроскоп.
Вот поэтому-то российский футбол так нуждался в агнце, жертва которого заставила бы богов обратить внимание на нас, грешных, и зашевелиться. Хочется верить, что история с Шуниным - последнее звено в жуткой цепи, что дно нащупано и дальше мы будем двигаться только вверх. Предыдущих жертв - а их даже в нынешнем, едва начавшемся десятилетии хватает, - богам не хватило. Что еще должно произойти, чтобы на Олимпе проснулись? Неужели кто-то должен умереть?..
Меж тем на месте динамовского голкипера мог очутиться всякий. Это тот самый случай, когда человеку фатально не повезло. Петарды и файеры в ту же субботу, но парой часов ранее кидали в Нижнем Новгороде за спину уроженцу Питера Михаилу Кержакову. Кокорин выразил удивление "странной реакцией" некоторых питерских футболистов на шунинскую боль. Вот интересно, что они говорили бы, окажись на месте динамовца Малафеев? Или младший Кержаков?
Юрий Цыбанёв остаётся старомодным, но в данном случае автор "Советского спорта" прав на сто процентов. Зачем нужен футбол, если его просмотр превращается в войну? Такие игрища лучше прекратить…
Судья прекратил игру, футбол досрочно ушел со стадиона – а они остались.
И продолжили дружно и яростно скандировать непотребщину. И многие весело смаковали, как ловко метатель (или метательница) петарды поразил Антона Шунина, и как интересно свела его судорога, и как он упал, будто подстреленный. И, судя по атмосфере на стадионе (вечером по радио или по ТВ прозвучало точно подобранное слово – "ад"), были такие, кто пожалел, что ослепленный Антон сумел все же подняться… Конец света в глазах вратаря – и в российском футболе.
Они победили. Футбол сдался и покинул поле боя. Неужели нужны еще доказательства, что они футболу не союзники, а враги, уже практически смертельные?
Все, точка! Не нужно ждать никакого закона о болельщиках. Логическая цепочка восстановлена. Клуб решает, как и кому продавать билеты. Заказывает себе музыку трибунного сопровождения. Сочтет необходимым для пущей безопасности выдворить вон с трибун фанатские толпы, временно или насовсем, – вправе. Снимет заявки на выездные квоты билетов – так тому и быть.
Понадобится – наймет полк, два полка полиции для обеспечения правопорядка на стадионе. Накладно? Значит, подожмется в покупке игроков. Подумаешь, Витселем больше, Витселем меньше.
Да, это чрезвычайные меры в условиях чрезвычайного положения. Но ведь и ситуация совсем близка к военной. Потому что под угрозой здоровье и жизнь людей, и в мыслях не державших, что они находятся на войне!
И дальше все уже будет кристально ясно. Летят петарды-файеры с трибун – значит, в этом клубе не могут обойтись без такого "оживляжа" и в контракты его игроков внесены щедрые надбавки за постоянное пребывание в зоне риска. А заденут петардой игрока из команды-соперницы – стало быть, вон клуб из чемпионата. Громыхает матерщина на стадионе – значит, такие вот вкусы у клубного босса и его окружения. Соответственным образом и общественное мнение будет к этому клубу относиться. Может быть, он даже новую аудиторию себе привлечет, равняясь на Сергея Шнурова или, скажем, на хоккейный "Витязь" в прежнем его образе.
Короче, срочно требуется ясность. Коллективная безответственность уж слишком осточертела – то-то в Химках ад наступил. А они пусть собираются – одни напротив других – в отдаленных отстойниках. За глухими заборами или оцепленные колючей проволокой. И пусть их потусторонние буйства показывает телеканал "Перец" или "Хрен", коли ему это интересно.
Иван Жидков на страницах понедельничного номера газеты "Спорт день за днём" пытается быть беспристрастным. В конце концов, надо установить истину, кто же больше виновен – принимающая сторона, которая отвечает в том числе за досмотр болельщиков на арене, или гостевая торсида, за которой ранее водились подобные грешки…
До вчерашнего дня "Динамо" и "Зенит" представляли диаметрально противоположные трактовки субботнего инцидента. По словам генерального директора сине-бело-голубых Максима Митрофанова, именно столичный клуб отвечал за реализацию билетов на матч и проведение досмотровых мероприятий. Кроме того, видеосъемка службы безопасности «Динамо» не доказывает виновность подозреваемых в бросании петард.
С другой стороны, положения дисциплинарного регламента РФС можно трактовать так, что все, кто присутствовал на гостевом секторе стадиона "Арена Химки" в субботу, по умолчанию считаются болельщиками "Зенита". Косвенно это подтверждает и новость о том, что три девушки, подозреваемые в метании петарды в Антона Шунина, были отпущены на свободу и отправились именно в Санкт-Петербург. В таком случае именно питерскому клубу предстоит доказать, что субботняя акция была устроена провокаторами, а не обвинять в отсутствии доказательной базы "Динамо".
— Для нас очевидно, что бросали петарду болельщики "Зенита", — заявил вчера пресс-атташе "Динамо" Константин Алексеев. — Очень уж они радовались, когда Шунин упал. Кроме того, рядом с ним взорвалась не одна петарда. Помимо всего, это не единичный случай с болельщиками "Зенита". У них постоянно что-то горит на домашних матчах на "Петровском". Просто из-за беговых дорожек там не долетает. В "Динамо" есть специальный сотрудник по работе с болельщиками, который перед матчами в Санкт-Петербурге следит за тем, кому продают билеты, кто проходит на трибуну. "Зенит" в Химках в этом плане не ударил палец о палец. Если техническое поражение при всем этом присудят "Динамо", мы создадим опасный прецедент, который поставит под угрозу весь чемпионат. Болельщики гостей будут делать все что угодно, ведь накажут все равно хозяев.
В ответном четвертьфинале Лиги чемпионов — 2004/05 миланскому "Интеру" было присуждено техническое поражение 0:3 в матче с "Миланом" за то, что болельщики хозяев ранили петардой вратаря гостей Диду. Аналогичное наказание было вынесено сборной Сербии за беспорядки в матче квалификации Евро-2012 с Италией 12 октября 2010 года в Генуе. В России с обтекаемыми формулировками и нечеткими механизмами действия существующих законов засчитать техническое поражение за беспорядки на гостевой трибуне вполне могут хозяевам.
Комментарии