После многократных экскурсов в историю европейского футбола @Sport.ru вспоминает о футболе советском. В традиционной рубрике на сей раз пойдёт речь о команде Валерия Лобановского, которая задавала моду во второй половине восьмидесятых и едва не стала чемпионом Европы.

 

Советский футбол в разгар перестройки был явлением весьма противоречивым. С одной стороны, тихой сапой к якобы любительскому спорту подбиралась коммерциализация, но с другой, успехов легче было добиться по старинке. Например, в год чемпионата Европы чемпионом Союза стал "Днепр". "Обычная заводская команда", как сказали бы на Западе. Но если учесть, что заправлял всем директор важнейшего стратегического предприятия страны, а клуб базировался в закрытом городе, то можно сделать выводы о возможностях, которые были не хуже, чем у курируемого первым секретарём республиканского ЦК "Динамо".

 

Сейчас, спустя четверть века, некоторые предполагают, что Владимир Щербицкий приложил руку и к возвращению в сборную Валерия Лобановского. Правда это или нет, но именно творец великого "Динамо" был более всего нужен той команде, сильной, но чертовски разрозненной. Выступление на мексиканском чемпионате мира, подло прерванное шведской бригадой арбитров в первом же раунде плей-офф, лишь наталкивало на мысль – наверху всё сделали правильно. Сборная по-прежнему оставалась "киевским "Динамо", ослабленным игроками московских клубов", но выражалось это уже не столь ярко.

 

"Ринат Дасаев, Вагиз Хидиятуллин и Сергей Алейников. Кто из них динамовец? Разве что последний, да и тот минский"

 

Достаточно взглянуть хотя бы на список задействованных в отборочном цикле к Евро-88. Все восемь матчей от звонка до звонка провели трое – Ринат Дасаев, Вагиз Хидиятуллин и Сергей Алейников. Кто из них динамовец? Разве что последний, да и тот минский. Хотя киевляне всё равно продолжали делать погоду. После матча с Францией в Париже восторженный Мишель Платини и вовсе заявил, что против его команды играли (и победили) будущие чемпионы Европы. Неудивительно – ведомая Александром Заваровым полузащита попросту смяла галлов. Впрочем, можно кое-что списать и на слабость пока ещё действующих чемпионов континента. За примерами далеко ходить не надо: ничья в Рейкьявике и поражение в Осло послужат достаточными доказательствами некогда грозного соперника.

 

Главным оппонентом советской сборной оказался сосед по соцлагерю – ГДР. Последнее поколение восточных немцев могло бы и выиграть группу, чего греха таить. Но весной 87-го в Киеве при судействе Эрика Фредрикссона (да-да, того самого, который годом ранее засчитал два бельгийских гола из оффсайдов) гости хоть и заслуживали ничьей, но пропустили по разу в конце первого и начале второго таймов. А через полгода в Берлине, когда выводившая "осси" на первое место победа с любым счётом была вполне реальной, Алейников привычным дальним ударом за десять минут до финального свистка счёт сравнял. Что и говорить, сильнейшим должно везти. Хоть иногда.

 

В Германию западную сборная в следующем году отправлялась в приподнятом настроении, ведь жребий сделал поистине королевский презент. Ни с хозяевами турнира, ни с ожившими итальянцами раньше полуфинала встреча не светила. Соперниками по группе были неведомые широким массам ирландцы (болельщики со стажем, конечно, вспоминали давешние дублинские 0:3 с хет-триком Дона Гивенса, но остальные паниковать не собирались), не менее дремучие в силу своей отрезанности от Европы из-за пятилетней дисквалификации англичане и голландцы, которых пока ещё никто не воспринимал всерьёз. Но уже первый матч на турнире получился тяжёлым, чтобы не сказать больше. Рууд Гуллит и компания своими перемещениями заставили защиту сборной СССР немало попотеть, но Дасаев на линии ворот был надёжен. А Василий Рац в начале второго тайма удачно приложился к мячу и поставил неразрешимую задачу перед ван Брёкеленом. Так всё и закончилось минимальной победой.

 

Дальше было лишь веселее. Боевитая сборная Ирландии доставила нашим немало проблем. Собственно, победе британцев здесь никто бы не удивился – настолько хорошо Джеки Чарльтон вышколил собранных по всему королевству подопечных. Но сказалось умение Олега Протасова затолкать мяч в чужие ворота. Тогда его темноватая человеческая сущность ещё не выплыла наружу, и динамовцем восторгались как бомбардиром от Бога. Он забьёт и в полуфинале итальянцам, когда Лобановский тактически переиграет Адзельо Вичини. А второй (хронологически первый) мяч в ворота Дзенги отправит его вечный напарник и оруженосец Геннадий Литовченко. И что, сильно мешало киевское доминирование сборной? Ничуть.

 

"Можно долго рассуждать по поводу злого рока, нависшего над советскими футболистами. Невероятный удар форварда "Аякса" с острого угла, нереализованный Белановым пенальти при 0:2, парочка труднообъяснимых тактических просчётов Лобановского…"

 

Матч заключительного тура с Англией вообще можно вынести за скобки. Непонятно, что тогда случилось с подопечными Бобби Робсона, но играли они под стать спотыкавшимся на скандинавах в отборе французам. А перед этим "Львы" фактически подарили "Золотую Бутсу" турнира Марко ван Бастену, который свой самый важный гол в карьере забьёт в финале…

 

Можно долго рассуждать по поводу злого рока, нависшего над советскими футболистами. Невероятный удар форварда "Аякса" с острого угла, нереализованный Белановым пенальти при 0:2, парочка труднообъяснимых тактических просчётов Лобановского… Тогда ещё никто не знал, что это выступление на долгие годы останется недостижимым ориентиром. Через два года в Италии сборная из-за сговорчивости аргентинцев с румынами, некачественного судейства и собственной неважной формы не выйдет из группы, а потом и страна, честь которой защищали футболисты, прикажет долго жить. Но это уже совсем другая история.

 

Иван Манчев, @Sport.ru

Sport.ru