Сергей Егоров пытается понять смысл противоречивых высказываний Курбана Бердыева, Александр Просветов намекает на то, что концертами Димы Билана стоит жертвовать ради футбола, а чемпион СССР в составе ЦСКА рассуждает о слабых сторонах не только армейцев, но и "Зенита". Всё это – в традиционном пресс-обзоре @Sport.ru.

 

Александр Просветов на страницах пятничного номера "Спорт-Экспресса" ищет логику в решении РФС играть в футбол в декабре как можно чаще. В принципе, это делать можно, только не на российских газонах…

 

Календарь национального чемпионата не оставляет болельщиков равнодушными, потому что это в некоторой степени расписание жизни и для них, родимых, тоже. Если, конечно, отталкиваться от придуманного кем-то лозунга, гласящего, что футбол существует для зрителей. Соответственно каждый из завсегдатаев стадионов может самостоятельно, исходя из собственных представлений о российском климате и своей морозоустойчивости, оценить сроки, за которые вчера единогласно проголосовали клубы премьер-лиги.

 

Возникают вопросы. Зачем, например, играть до середины декабря, да еще проводить в этот месяц, который, согласно русской поговорке, "и замостит, и загвоздит, и саням ход даст", сразу четыре тура? Участникам еврокубков это, конечно, на руку. Из года в год они, бедолаги, в то время, когда все думы ислючительно об отпуске, вынуждены по две-три недели где-то на чужбине поддерживать форму без игровой практики. Но каково остальным? Как будет играться в декабре, например, в Томске? Или судьба клуба из этого города уже предрешена? Так остаются еще Пермь, Казань, стремится в премьер-лигу Саранск.

 

Может быть, декабрь у нас опять и выдастся теплым, а март, как в этом году, промозглым, но будут ли хороши и тот, и другой? Март, между прочим, проектом календаря отнюдь не исключен. Чемпионат предусматривается возобновить лишь на неделю позже, чем в этом сезоне. Неужели чемпионат длиною в 30 туров, а не в 38, как в ведущих странах, нельзя ужать? В конце концов, восемь дополнительных туров занимают по срокам около двух месяцев.

 

Футбол в закрытых помещениях - реальное спасение от мороза для игроков и зрителей. Прекрасно помню, что матчи чемпионата СССР в "Олимпийском" вполне смотрелись. Но на ковре, положенном поверх бетона, футбол представал иным. В нем, например, почти не было подкатов. Сейчас технологии, конечно, продвинулись. Как далеко - вопрос к специалистам. Но где в стране, кроме Москвы с Питером, есть манежи с 10-тысячными трибунами, отвечающие регламенту проведения соревнований? Да и согласятся ли просторные залы отдать свои площади футболу, когда есть Дима Билан и Стас Михайлов?

 

Любопытно, кстати, вернуться в декабрь 2010 года, когда обсуждался календарь текущего переходного сезона. Тогда, напомню, "в предварительном порядке" было решено провести в конце 2011 года не два, а четыре тура. Споры возникли лишь по вопросу о том, когда начинать и заканчивать весеннюю часть первенства. Тренерский штаб сборной, имея в виду Euro-2012, хотел бы завершения турнира 6 мая. Но в этом случае чемпионат надо было возобновить уже 2 марта. Именно эти даты и фигурировали в проекте, разосланном клубам. Те высказались против, настояв на сдвиге по срокам на десять дней, поскольку, мол, играть в самом начале марта рановато. Тем не менее мы получили и старт 3 марта, как раз под дату президентских выборов, и финиш 13 мая, как в Англии, Испании и Италии, но на неделю позже Германии.

 

В октябре прошлого года президент РФПЛ Сергей Прядкин в интервью "СЭ" дал следующее объяснение сокращению осенне-зимней программы: "Мы обязаны учитывать интересы клубов, представляющих российский футбол в еврокубках. Ну и погодные условия следует принимать во внимание. Хотя сейчас поля находятся в гораздо лучшем состоянии, чем весной".

 

Вместе с тем информированный источник рассказывал мне, что клубным руководителям банально захотелось в отпуск. Все, мол, устали, весной разберемся. "Завтра, завтра, не сегодня, так ленивцы говорят", - наставляла меня в детстве бабушка.

 

А ведь синоптики могли тогда заглянуть немного вперед и предположить теплый декабрь. Вот холодный март они в тот момент, конечно, спрогнозировать были не в силах.

 

Уроженец Смоленска Сергей Егоров вспоминает былые успехи родного "Кристалла" под руководством Курбана Бердыева и пытается спроецировать всё это на нынешнюю ситуацию. Много ли здесь общего? Ответ – в сегодняшнем номере "Советского спорта".

 

Думается, что за последний год мы только и говорим о будущем. Это вообще удобный разговор, потому что никто ответственности за данные обещания не несет. Потому что, как правило, когда приходит пора спрашивать, дававших обещания уже и след простыл…

 

А потому уместнее, на мой взгляд, не устремлять взор в будущее, а вспомнить прошлое и поговорить о настоящем. В том числе и о прошлом Курбана Бекиевича.

 

…Смоленск – мой родной город, который в начале нулевых годов стал трамплином для Бердыева в России. Смоленский "Кристалл", неудачно начал сезон, с приходом Бердыева выправил положение и финишировал на высоком, пятом, месте в турнире первого дивизиона.

 

В 2000-м у "Кристалла" был самый большой бюджет в истории – что-то около 150 миллионов рублей. Бердыев привел двух туркменских тренеров, которые работают с ним до сих пор. Вскоре в команде были трудоустроены еще пятеро туркменов – это футболисты Кулиев, Магдиев, Байрамов, Харчик и Кульджагазов.

 

Клуб потратил за год огромные деньги, не приобретя, условно говоря, и табуретки для улучшения инфраструктуры, Бердыев вскоре уехал в Казань, а "Кристаллу" буквально пару сезонов спустя была поставлена задача… вылететь во вторую лигу. Он ее успешно выполнил. Начали под разговоры о развитии, которые были подкреплены трудоустройством нескольких футболистов из Туркмении, а закончили расформированием клуба. Никто этот клуб больше не хотел финансировать. Цена пятого места оказалась слишком высокой, и победителем из той истории вышел лишь тренер.

 

Бердыев для "Рубина" многое сделал. Но так ситуация выглядит из Москвы, и предполагаю, что у нового президента клуба, Дмитрия Самаренкина, может быть иное мнение. Мы не знаем, сколько "Рубину" стоили недавние чемпионства, какова цена всех многочисленных трансферов футболистов. Какова цена успеха.

 

Могу только предполагать, что именно этим и вызван разговор о развитии.

 

Дмитрий Галямин, оставивший след в истории как ЦСКА, так и "Зенита", дал интервью газете "Спорт день за днём" накануне очной встречи команд. Кому под силу заменить Игнашевича? Что происходит с Думбия? Заслуженно ли "Спартак" занимает нынешнее место в таблице? На все эти вопросы уже получены ответы.

 

— Не считаете, что поражение от "Реала" в Лиге чемпионов могло как-то подкосить армейцев психологически?

 

— Нет, я так не думаю. Они сыграли как смогли. На сегодняшний день, наверное, кроме "Барселоны", никто обыграть "Реал" не может. На сегодняшний день в России ни одна команда, включая "Зенит", не способна конкурировать с "Реалом".

 

— Как вы оцениваете нынешнюю форму Думбия? Вам не кажется, что он не показывает сейчас всего, на что способен?

 

— Это футболист очень высокого уровня, во всяком случае для нашего чемпионата. Но мне кажется, сейчас в России остро начали проявляться проблемы с расизмом. И пусть в ЦСКА очень внимательно относятся к любому иностранцу, все равно адаптироваться после Европы к здешним условиям тяжеловато.

 

— То есть у Думбия начались проблемы, через которые в свое время прошли Вагнер Лав или Веллитон?

 

— Именно. Они приезжают, подписывают очень хорошие контракты. И пытаются отрабатывать эти деньги. Но держать себя мотивированным постоянно в нашем чемпионате, при таких полях, климатических условиях, проблемах с расизмом очень сложно.

 

— Из шести игр армейцы в этом году выиграли лишь одну, но это была игра против "Спартака". Вы, как бывший игрок армейцев, можете сказать, что эта победа во многом "покрывает" остальные неудачи?

 

— Для одной и для другой команды — это матч года. Вы спросите любого фаната ЦСКА или "Спартака", и он вам скажет то же самое. Я в этом плане сочувствую "Зениту", у которого нет такого дерби, потому что у любого армейца можно спросить, против кого принципиальнее всего играть, каждый скажет — против "Спартака". Эта ситуация сложилась исторически. Наверное, поэтому на такие матчи и приходит по 70 тысяч болельщиков.

 

— Кстати, вы ожидали, что "Спартак" так близко подберется к вершине таблицы? Ведь сейчас отставание от армейцев — всего одно очко...

 

— Нет, я этого не ожидал. Потому что качество игры нынешнего "Спартака" немного не дотягивает до уровня Лиги чемпионов. Но за счет огромного желания и хорошей физической подготовки красно-белые борются сейчас за призовое место.

 

— Насколько травма Игнашевича, полученная на этой неделе, осложнит армейцам борьбу в плане отрыва от конкурентов?

 

— Игнашевич — лучший на сегодняшний день защитник в России, и конечно, это ощутимая потеря. Тем более что на финишной прямой остались матчи с очень серьезными соперниками, отсутствие Игнашевича существенно повлияет на игру при любом раскладе.

 

— Кого ждете в центре обороны армейцев в субботнем матче на "Петровском"?

 

— Думаю, братьев Березуцких. Посмотрим, как они сыграют.

 

— Как вы оцениваете форму Андрея Аршавина после его возвращения в российский чемпионат?

 

— Честно говоря, не готов ответить на этот вопрос, хотя сам факт его возвращения я оцениваю очень положительно. Но он сам должен понимать, что через пару месяцев уже стартует чемпионат Европы, и там предстоит играть с серьезными соперниками. Если Андрей действительно хочет войти в историю и оставить в ней большой след, то все зависит от него.

Sport.ru