Противостояние на расстоянии.
Формула-1 – это увлекательная и захватывающая борьба одновременно гонщиков, и одновременно машин между собой. За этой борьбой мы наблюдаем в среднем каждые две недели в течение всего сезона. Но есть и другое соперничество, которое менее заметно рядовому болельщику, но не менее важное для итогового результата гонки.
Эта борьба происходит за пределами трасс чемпионата мира, на базах команд, в конструкторских бюро, и в отличие от Гран-при, здесь нет межсезонья. Борьба с соперниками идёт каждый день в течение всего года. Эта борьба называется гонкой вооружений.
Формула-1 – это технический вид спорта, и в борьбе, где всё решают тысячные доли секунды может помочь любая мелочь. Поэтому любое удачное техническое решение может дать серьёзное преимущество над соперниками. Практически на каждую гонку команды привозят какие-нибудь новые или модернизированные элементы для своих болидов. Без постоянного обновления даже быстрая машина к концу сезона потеряет своё преимущество над конкурентами.
Поэтому, иногда в погоне за прогрессом, команды, балансируя на грани дозволенного техническим регламентом, внедряют такие разработки, которые не остаются без внимания соперников, да и технической инспекции FIA тоже. Зачастую, такие разработки становятся предметом многочисленных дискуссий.
В основном это касается, действительно революционных разработок, которые приносят ощутимое превосходство команде над соперниками.
"Формула-1 – это технический вид спорта, и в борьбе, где всё решают тысячные доли секунды может помочь любая мелочь. Поэтому любое удачное техническое решение может дать серьёзное преимущество над соперниками"
К примеру, сезон 2009 начался со скандала вокруг двойных диффузоров, установленных на болидах BrawnGP, Toyota и Williams. Эта новинка вызвала массу нареканий и споров в мире Формулы-1. Двойные диффузоры создавали дополнительную прижимную силу, что компенсировало её потерю при революционном регламенте 2009 года, целью которого было как раз наоборот её снижение. Поэтому, особенно Brawn, не в последнею очередь, благодаря этому в первых гонках был на голову выше всех остальных. Несмотря на протесты, разбирательства в суде, диффузоры были признаны легальным элементом. Со стороны Brawn, Williams и Toyota не была никакого нарушения технического регламента, как оказалось, эти команды нашли “лазейки” в не слишком чётком написании правил. После этого все остальные команды занялись разработкой своих версий двойных диффузоров.
Не обошлось без интересных и спорных новинок, и как следствие, протестов и в начале нынешнего сезона.
Сначала McLaren удивила воздуховодом на своём новом болиде MP4-25. Решение действительно гениальное. Через воздухозаборник, расположенный на передней части кокпита, в специальный воздушный канал в кокпите попадает поток воздуха, который выпускается через отверстие в задней части моторного кожуха. Но вся фишка заключается в том, что этим воздушным потоком можно управлять! Дженсон Баттон и Льюис Хэмилтон во время движения коленом закрывают отверстие в воздухозаборнике, регулируя этот самый поток, благодаря чему скорость McLaren на прямых увеличивается до 6км/ч по сравнению с соперниками.
Устройство, созданное McLaren, было поставлено под сомнения со стороны соперников, вновь, как и в случае с диффузорами появились протесты, и FIA были вынуждена была провести дополнительную проверку. На удивление протестующих, нарушений не было найдено. И уже на втором этапе чемпионата в Австралии на болидах Sauber появилось нечто подобное. Да и в MercedesGP заявили, что в скором времени также представят свою версию воздуховода, поэтому неудивительно, если к концу сезона все команды оснастят своим болиды этим хитроумным решением.
"Поэтому, иногда в погоне за прогрессом, команды, балансируя на грани дозволенного техническим регламентом, внедряют такие разработки, которые не остаются без внимания соперников, да и технической инспекции FIA тоже. Зачастую, такие разработки становятся предметом многочисленных дискуссий"
Но не успели завершится обсуждения воздуховодов McLaren, как начались споры вокруг системы дорожного просвета Red Bull, которая по словам соперников является незаконной. Но техническая проверка в Сепанге, ни выявила никаких нарушений, да и в самой команде категорически опровергли применение подобных систем. Но “джин был выпущен из бутылки”, в McLaren уже заявили о готовности разработать подобное, а через пару дней после Гран-при Малайзии, FIA на корню обрубила эту идею, заявив, что любое изменение дорожного просвета является незаконным. Поэтому, врядли, теперь эта история получит развитие.
Но так принято в Формуле-1. Техническое решение, подвергнутое сомнению со стороны других команд, в случае его законности, всегда будет скопировано конкурентами. Протесты, поданные командами, это всего лишь способ узнать – соответствует ли этот технический узел правилам или нет.
Иван Беликов, Sport.ru
Комментарии