Сегодня по-настоящему великий день в истории советского и российского футбола. Ровно 80 лет назад родился лучший футбольный вратарь СССР и России всех времён, лучший голкипер XX века по версии Международной федерации футбольной истории и статистики, лучший вратарь прошлого века по версии журнала "World soccer", просто лучший вратарь из всех когда-либо игравших в футбол (без каких-либо версий) — Лев Иванович Яшин.

Можно сколько угодно говорить о том, что имя этого человека золотыми буквами вписано в историю советского футбола, употребляя всё те же затёртые до дыр и знакомые фразы-штампы. Сам Лев Иванович, услышав все эти комплименты, едва ли сдержал бы скромную улыбку, а его опущенные, сутулые плечи не распрямились бы, выпячивая полную гордости грудь. Не потому, что гордиться нечем. Потому что не умел Лев Иванович этого делать.

Очень многие эпизоды из жизни этого человека со временем отошли в прошлое. Он был первым чемпионом Европы по футболу, входил в сборную мира в течение нескольких лет подряд, выиграл нессчитанное количество чемпионатов и кубков СССР, личных наград, орденов, медалей, званий — об этом рассказывают многочисленные статистические выкладки в различных источниках: от футбольных энциклопедий до любительских сайтов. Но многие забывают о его вкладе в футбол. Речь идёт не о наградах, не о славе, которую он добыл для конкретного клуба, символом которого он стал — об этом знают все. В мире признаётся его вклад непосредственно в сам футбол.

До середины прошлого столетия вратарь воспринимался в качестве стража ворот. По крайней мере именно так переводилось с английского слово "голкипер". Маленький прямоугольник внутри штрафной называется вратарской площадью не только потому, что там правилами запрещено бороться с голкипером, но ещё и по той причине, что изначально никто из стражей ворот не играл вне его пределов. Первым же вышел за пределы вратарской именно Лев Иванович. Сегодня мы зевая смотрим, как Серхио Рамос обыгрывается с Касильясом, Березуцкий возвращает мяч Акинфееву, а "Манчестер Юнайтед" почти всем составом пытается прокинуть мяч не вперёд, а назад, на Ван дер Сара, чтобы тот начал атаку своей команды. Тогда это было новшеством, примеров которому не было. Лев Иванович сделал такими привычными абсолютно новые и незнакомые раньше приёмы. Кто бы мог подумать, что до Яшина ни один вратарь мира (!) не практиковал ввод мяча в игру с руки!

Одноклубники Льва Ивановича часто говаривали: "Если ты находился у своих ворот, спиной к ним, а нападающие соперника оказывают на тебя давление, ты всегда мог неглядя отдавать мяч назад. Ты знал, что, будь ты хоть в пяти метрах от ворот, сзади Яшин. Он всегда готов к этому". Впервые вратарь начал выполнять действия последнего защитника, впервые шёл на перехват мяча во время стандартов, не боялся бросаться в ноги нападающему. Сейчас это кажется проходным элементом вратарского искусства — тогда Яшин был новатором, совершившим революцию в футболе.

"Какой же это вратарь, если не терзает себя за пропущенный гол! Обязан терзать. Если спокоен, значит, конец. Какое бы ни было у него прошлое, будущего у него нет"

Несмотря на блистательную игру, Яшин был весьма самоктритичным человеком, чего не хватает сегодня очень многим футболистам. Жена Льва Ивановича вспоминала, как голкипер порой не мог уснуть ночью, помногу курил (что ему в виде огромного исключения прощали все строжайшие тренеры), вспоминая собственные неудачные действия в той или иной игре. Причём происходило это даже после матчей, которые "Динамо" (или сборная СССР) выигрывало в случае, когда сопернику удавалось распечатать его ворота. Великий вратарь никогда себя таковым не считал и каждый раз пытался найти способ сделать свою игру лучше — и действительно прогрессировал, вызывая предматчевую дрожь в коленях у лучших форвардов планеты. Сам он говорил так: "Какой же это вратарь, если не терзает себя за пропущенный гол! Обязан терзать. Если спокоен, значит, конец. Какое бы ни было у него прошлое, будущего у него нет".

Лев Иванович не признавал общепринятых норм и правил в действиях на поле — именно это и позволило ему совершить своего рода вратарскую революцию. Он читал игру и лучше любого учебника знал, как должен действовать голкипер в том или ином эпизоде. Под конец своей карьеры "чёрный паук" (он же "чёрная пантера" и "чёрный осьминог"), уже будучи тренером молодых вратарей в "Динамо", порой мог спросить кого-нибудь из своих подопечных: "Почему ты сыграл в мяч этой рукой" или "Почему отталкивался при прыжке этой ногой". Услышав в ответ "мне удобней было сыграть так", никогда не сказал бы "переучивайся как положено!". Напротив, Яшин говорил: "Если удобней, то играй так. Всегда играй так, как тебе удобно!".

"Во вчерашнем поединке с "Манчестер Юнайтед" Акинфеев был во всей красе, в его действиях читался стиль, корнями уходящий в творчество Яшина на поле"

Многие видели невероятные прыжки Льва Иванович, но партнёры голкипера утверждают, что при этом Яшин никогда не падал и не "нырял" за мячом, если в том не было надобности. Для него очень важно было оставаться на ногах — ведь именно в этой позиции вратарь наиболее дееспособен. В этой связи очобенно приятно отмечать действия, скажем, Игоря Акинфеева. Молодой вратарь ЦСКА и сборной России играет в лучших яшинских традициях, чем и завоевал себе звание не по годам мудрого и зрелого голкипера. Вот как отзывался о легендарном "Чёрном пауке" сам армеец: "Яшин - потрясающий вратарь. Помню, в детстве я всегда хотел быть на него похожим, копировал манеру игры. У меня дома есть видеокассета с "нарезкой" яшинских моментов, и здесь я многое для себя почерпнул". Во вчерашнем поединке с "Манчестер Юнайтед" Акинфеев был во всей красе, в его действиях читался стиль, корнями уходящий в творчество Яшина на поле. Не зря сэр Алекс Фергюсон после игры заявил, что "Акинфеев провёл выдающийся матч".

Курение стало причиной раннего ухода "чёрного паука" из жизни (в возрасте 60 лет). Однако Лев Иванович никуда не исчез. И остался он не только в сердцах миллионов болельщиков, зрителей, партнёров по "Динамо" и сборной СССР, не в архивных киноплёнках. Лев Иванович остался в игре. Когда Эдвин Ван Дер Сар, смело на замахе убрав защитника, отдаёт точный пас через всё поле на своего нападающего, когда Джанлуиджи Буффон намертво забирает мяч на выходе после подачи углового, когда Петр Чех, не дрогнув, отбивает мяч, посланный ударом с трёх метров или переигрывает мастеровитых нападающих во время выхода один на один — вот он Яшин. Когда смотрите на величайших вратарей современности, не стесняйтесь и не сдерживайте гордость — в действиях каждого из них без исключения есть то, чего никогда не было бы без того прорыва, который во вратарском искусстве совершил когда-то Лев Иванович Яшин.

Андрей Лебедев, Sport.Ru

Материалы по теме:

Сквозь тернии к звёздам...

И всё-таки не выстояли...

Sport.ru