Дождались ожидаемого
Спустя полгода с момента отстранения Екатерины Юрьевой, Альбины Ахатовой и Дмитрия Ярошенко от соревнований в связи с обнаружением запрещённого препарата эретропоэтина в крови спортсменов Антидопинговая комиссия Международного союза биатлонистов, наконец, вынесла свой вердикт. Как и ожидалось, чуда не случилось, помилования не состоялось.
История с допинговым скандалом российских биатлонистов превратилась в настоящую “мыльную оперу”. Трудно припомнить, когда в последний раз взрыв общественного негодования оказывался столь мощным. В первую очередь вспоминается снятая со старта эстафеты победоносная женская сборная России по лыжным гонкам в Солт-Лейк Сити, лишённая серебряной медали Ольга Пылёва в Турине, дисквалифицированный перед Евро-2004 Егор Титов, были и другие громкие случаи и не мало, но страсти постепенно утихали.
В случае же Юрьевой, Ахатовой и Ярошенко нервное напряжение не ослабевало по ходу черепашьего развития разбирательств. Конечно, первая реакция была самой эмоциональной, но нерв этого дела то и дело снова опасно накалялся, а интерес не то что не угасал, но разгорался всё больше, по мере того, как доктор Кристоф Веддер, под председательством которого и принималось решение антдопиноговй комиссии, то поправлял здоровье, то принимал экзамены у студентов, и всё не мог посвятить своё время вынесению вердикта российским спортсменам. Подготовка к олимпийскому сезону шла уже полным ходом, а ожидающие своей участи россияне толком не знали – имеет ли смысл выходить на пик формы к Ванкуверу.
“Трудно припомнить, когда в последний раз взрыв общественного негодования оказывался столь мощным”
И вот, вечером 11 августа решение комиссии предали публичной огласке – все трое дисквалифицированы сроком на два года. За точку отсчёта (на что указывала российская сторона на слушаниях – прим.) был принят момент первого анализа каждого из спортсменов, когда запрещённый препарат был обнаружен в крови (3 декабря 2008-го – Ярошенко, 4-е – Юрьева, 5-е Ахатова). Было принято во внимание также и то обстоятельство, что на момент обнаружения допинга у россиян действовал старый кодекс Всемирного антидопингового агентства (WADA), датированный сентябрём 2008 года. Согласно ему максимальная мера пресечения – отстранение на два года, тогда как обвинение запрашивало для Ярошенко четыре. Вот, собственно и все “хорошие” новости.
В результате нашим биатлонистам “вкатили по максималке”, и они пропустят не только грядущие игры в Ванкувере, но и в Сочи в 2014-м году в соответствии с принятым Международным Олимпийским Комитетом (МОК) решением о том, что все дисквалифицированные более, чем на шесть месяцев спортсмены пропускают следующую после дисквалификации Олимпиаду. И если у Екатерины Юрьевой всё равно сохраняется шанс на то, что в 2018-м она всё-таки сможет выйти на старт белой Олимпиады - ей будет 35 лет, то для Ахатовой и Ярошенко перспектив в этом вопросе (почти) не остаётся – обоим исполнится 42.
Президент Союза биатлонистов России (СБР) Михаил Прохоров ранее заявлял, что в случае неудовлетворительного по мнению российской стороны вердикта, она готова его опротестовать. Сделать это можно будет в арбитражном суде Международного союза биатлонистов (IBU) или напрямую обратиться в Международный спортивный арбитраж (CAS) при наличии согласия как со стороны IBU, так и со стороны самих спортсменов. В любом случае решение принимать СБР, и на данный момент нет смысла обсуждать возможные последствия такого шага. Имеем то, что имеем.
По большому счёту ощущение того, что всё завершится именно таким образом присутствовало чуть ли ни с самого начала. Приговор можно назвать жёстким, но не неожиданным. Да и сами спортсмены в последнее время уже просили лишь о том, чтобы дело завершилось быстрее. Само ожидание томительно, да и ещё хочется понять какие корректировки в случае чего привнести в свою защиту. Без официального заключения это весьма проблематично.
“Сами спортсмены в последнее время уже просили лишь о том, чтобы дело завершилось быстрее”
При нынешнем положении дел существует большая вероятность того, что Дмитрий Ярошенко завершит карьеру биатлониста, о чём и сам говорил по ходу дела. Проблематичным выглядит и возвращение в строй Альбины Ахатовой, одержавшей в спорте множество побед, но всё ещё мечтающей выиграть Хрустальный глобус победительницы Кубка мира. К тому же невозможно представить себе смирившуюся Альбину, особенно, если она уверена в своей правоте. Не такой у неё характер, а потому говорить о её уходе из спорта не будем.
Ну а Екатерине Юрьевой сам бог велел продолжить выступления. Срок дисквалификации подойдёт к концу, когда ей исполнится 28 лет. Для биатлона не возраст. Представляете, если до Олимпиады в Сочи Юрьева, скажем в 2013-м, станет обладательницей Кубка мира! Конечно, спортсменке будет нелегко мотивировать себя на текущие выступления, не видя впереди целей глобальней Хрустального глобуса и медалей чемпионатов мира, но доказать победами, что невзирая на то нашли у тебя запрещённый препарат или нет, ты всё равно сильнее всех – самый достойный ответ, какой только можно придумать. Представьте себе Олимпиаду, в которой запрещают участвовать лучшему спортсмену по итогам прошлого года…
Кто в сложившейся ситуации виноват, решать будут в тесном кругу, да и определённые меры по обустройству российского биатлона уже были приняты новым руководством. Не будем тыкать пальцем в сторону немцев, норвежцев, шведов, австрийцев, утверждая, что они тоже нечисты на руку, просто их не ловят. Во-первых, не пойман – не вор, во-вторых, - не делают чести подобные пересуды. Лучше к себе присмотримся тщательней. Будем надеяться, что, получив урок, мы наконец-то извлечём из него пользу. Хватит уже граблями лоб расшибать.
Николай Никифоров, Sport.ru
Комментарии