Эту глыбу мирового хоккея практически невозможно оценить в стандартных рамках времени, ведь для большинства россиян он из него выпал. Он сам — словно время, и кое-где наша совесть. В начале девяностых, когда вся страна сидела на продуктовых талонах, талантливейший российский хоккеист, до этого успевший выиграть три чемпионата СССР выступая за ЦСКА и два чемпионата мира в составе сборной Советского Союза, отправился за океан. Советская система, находившаяся в полной стагнации, тем не менее отреагировала на побег хоккеиста "классически" — лишением звания заслуженного мастера спорта.

 

Покинув ряды "красной машины" как тогда казалось навсегда, Фёдоров попадает в небольшой автопромышленный город Детройт. До сих пор непонятно, кто кого выбрал: "город моторов" талантливого русского или Фёдоров свою будущую команду, название которой звучало чудовищно по-советски — "Красные крылья". Странная мысль, согласен, но она не оставляет до сих пор.

 

Как будто в отместку за дерзкий побег, Виктор Тихонов не берет Фёдорова на Олимпиады 92 и 94 годов, и после фиаско российской дружины в Лиллехаммере (4 место) становится ясно, что великая и могучая "красная машина" канула в лету — вместе с Фёдоровым, Могильным, Фетисовым, Ларионовым, Трефиловым, Буре etc., игравшими за океаном. В том же 94-м году, когда вмиг обнищавшую Россию старательно натягивали на ваучер, Фёдоров ответил всем своим постсоветским недоброжелателям завоеванием высшей персональной награды НХЛ — "Харт Трофи", а также "Фрэнк Дж. Селки Трофи" и "Лестер Пирсон Авард".

 

"До сих пор непонятно, кто кого выбрал: "город моторов" талантливого русского или Фёдоров свою будущую команду, название которой звучало чудовищно по-советски — "Красные крылья"."

 

Достижения легионеров где-то там за океаном для большинства болельщиков страны проходят мимо. Все заняты исключительно собственным выживанием, да и не было тогда никаких широкополосных интернет-линий и платных хоккейных каналов. Тема большинства успешных заокеанских легионеров была закрыта, причем с обеих сторон: на родине они были предателями и ренегатами, сами же хоккеисты абсолютно не рвались в сборную России на чемпионаты мира в столь "дружественную" атмосферу.

 

В то время как в России полным ходом шли криминальные войны и царствовал рэкет, а на международных хоккейных чемпионатах следовал провал за провалом, Фёдоров в сезоне 96/97 завоевывает свой первый кубок Стэнли усилиями легендарной "русской пятерки" — Фёдоров – Ларионов – Козлов – Фетисов – Константинов. Запредельный уровень хоккея, которым, увы, могли любоваться исключительно болельщики Северной Америки, выводит Фёдорова в ранг абсолютных суперзвезд НХЛ.

 

В преддверии Олимпиады-98 в Нагано российское хоккейное руководство не стало повторять ошибки Тихонова и пригласило Фёдорова (а также несколько других бывших "отказников") в сборную. Обратное можно было бы смело расценивать, как преступление перед болельщиками и в целом российским хоккеем. Звезды НХЛ провели феерический олимпийский турнир, обидно проиграв лишь в финале чехам со счетом 1:0. Сергей Фёдоров не только напомнил соотечественникам о факте своего существования, но и продемонстрировал незаурядное мастерство, за что ему было возвращено звание заслуженного мастера спорта. Интересно, краснели ли при этом наши высокие хоккейные чины?

 

В том же году только что «прощенный» на своей чудной родине Федоров второй раз подряд выигрывает кубок Стэнли, а Россию "накрывает" август 98 года.

 

"Фёдоров не только напомнил соотечественникам о факте своего существования, но и продемонстрировал незаурядное мастерство, за что ему было возвращено звание заслуженного мастера спорта."

 

Казалось бы, потепление в отношениях между Фёдоровым и Федерацией хоккея России было на лицо, но все последующие чемпионаты мира Сергей пропускает по собственным причинам. В какой-то мере ему повезло: из-за занятости в серии плей-офф НХЛ он не приехал на позорный домашний чемпионат-2000.

 

Не смотря на удручающий чемпионат в Санкт-Петербурге, интерес к хоккею в стране заметно вырос, да и у людей появилось время оглянуться по сторонам и вздохнуть полегче. С этого момента интерес к легионерам НХЛ и, в частности, к персоне Фёдорова заметно вырос. Появился интернет, и возможность не выходя из дома заглянуть за океан.

 

2002-й год становится во всех смыслах для российских болельщиков значимым. Мы — тут — снова увидели Фёдорова — там — в цветах российской сборной на Олимпиаде в Солт-Лейк Сити. И хотя в упорной борьбе проиграли в полуфинале американцам (которых, что лукавить, судьи откровенно тащили в финал), Сергей снова продемонстрировал фундаментальный профессионализм, виртуозный хоккей. В том же году сборная России сенсационно проходит в финал чемпионата мира, где хоть и проигрывает, но все равно прыгает выше головы, до упора сражаясь с Бондрой, Палфи и Штумпелом. В это время Сергей Фёдоров выигрывает третий кубок Стэнли у себя в поднебесье.

 

Казалось, что хоккейное счастье Фёдорова, сборной и болельщиков совсем близко. Но впереди был новый виток тяжелейших отношений Федорова и сборной России. Легионер снова отказывается приезжать на чемпионаты мира, за что подвергается капитальной обструкции на родине. Была припомнена даже Анна Курникова, с которой у Фёдорова был тогда роман — мол, променял сборную на теннисистку. К Олимпиаде 2006 в Турине у Фёдорова окончательно разладились отношения с главным тренером Владимиром Крикуновым, который сделал ставку на Алексея Ковалева. Сборная тогда заняла «почетное» 4-е место.

 

"впереди был новый виток тяжелейших отношений Федорова и сборной России. Легионер снова отказывается приезжать на чемпионаты мира, за что подвергается капитальной обструкции на родине"

 

С тех пор Сергей Фёдоров тщательно избегал общения с российской прессой. Он будто снова сбежал в свой заокеанский мир — но на этот раз посредством интернета и средств мобильной связи его "достать" уже могли. Последней "каплей" и пределом человеческой мерзости можно смело считать реакцию российских СМИ и болельщиков на отказ Фёдорова играть на домашнем чемпионате мира в 2007 году в Москве. Сергей явно перестал феерить в НХЛ, к тому моменту нападающий играл в плей-офф за "Коламбус" в защите (!) с травмами обоих локтей (!!). Не смотря на это, за пять лет с 2002 года в среде болельщиков за Федоровым прочно устоялась репутация человека, который при первой удобной возможности пошлет сборную очень далеко. Любая — даже самая веская и объективная причина отказа — воспринималась как очередная звездная блажь, подвергалась лютой, беспощадной критике на гостевых и форумах бескрайнего интернета, самой мягкой формой которой можно считать предположение о том, что "Фёдоров положил на сборную, и уехал греть ж..пу в Майами".

 

Будущее уже стареющего по хоккейным меркам Фёдорова в сборной России было не просто туманным, а совершенно беспросветным. Легионер даже не рассматривал возможность играть за Россию, не смотря на то, что с приходом Вячеслава Быкова на пост главного тренера атмосфера в сборной и стиль работы с легионерами резко поменялись в лучшую сторону. По словам самого Фёдорова, в прошлом году, когда в "Вашингтон", приехали Быков и Захаркин пообщаться с Овечкиным и Семиным по поводу участия в чемпионате мира в Канаде, он даже не хотел к ним выходить из раздевалки. Но после недолгих раздумий вышел просто поздороваться… и оказался на ЧМ-2008 — первом своем мировом первенстве с 1990 года!

 

Этот чемпионат навсегда останется в наших сердцах, а Фёдоров — в нашей памяти. Это он стал стержневым игроком, "дядей Сережей" для молодых Семина и Овечкина в своем звене. Это он зацементировал на льду фантастическую российскую тройку под названием "смертная казнь", это он отдал в овертайме золотую передачу Ковальчуку, который казнил канадцев в финале, это он по-стариковски сначала отъехал в сторонку от беснующейся в ликовании молодежи, а потом подъехал и по-отечески потрепал плачущего Илью по растрепанной шевелюре. Это все он. К тому времени двукратный чемпион мира в составе сборной СССР Сергей Фёдоров.

 

Это была полная, абсолютная индульгенция Фёдорова-легионера перед всем российским сообществом любителей хоккея. Мы простили ему все. Он вернулся из своих счастливых мгновений тогда, когда 15 лет без золота чемпионатов мира начали казаться нам вековыми пытками. Вернулся — и избавил нас от этой боли.

 

Сегодня рано утром стало известно, что Сергей Фёдоров подпишет контракт с магнитогорским "Металлургом". Он возвращается. Воображаемая веревочная лестница, покачиваясь на теплом весеннем ветру, ждет, когда по ней спустится тот самый Фёдоров. Вам так же, как и мне, кажется, что теперь нас ждут исключительно чудесные хоккейные мгновения? А быть может, в этом году у нас будет 32-е мая. Почему нет?

 

Глеб Савин, Sport.ru

Sport.ru