Вызов
Для австралийского пилота “Ред Булл” Марка Уэббера сезон Формулы-1 2009 года начался неоднозначно. С одной стороны у его команды, идущей после трёх этапов на втором месте в кубке конструкторов и заработавшей победный дубль по итогам Гран При Китая, дела идут превосходно. С другой – быстрый и амбициозный гонщик, которым без сомнения является Уэббер рискует уже в ближайшем будущем оказаться в тени своего молодого напарника Себастьяна Феттеля.
Фернандо Алонсо, Кими Райкконен, Фелипе Масса, Ник Хайдфельд – все эти люди (ещё совсем недавно, казалось бы, числившиеся среди юных дарований) сейчас составляют костяк современной Формулы. Они уже давно не новички, да что там – на их счету три титула чемпиона мира, вице-чемпионства, победы, подиумы, поулы – но ещё и далеко не ветераны. Примерно в одно время с ними (на год позже Алонсо и Райкконена, на два – Хайдфельда, одновременно с Массой) в классе “Королевских автогонок” появился Марк Уэббер.
“Фернандо Алонсо, Кими Райкконен, Фелипе Масса, Ник Хайдфельд – все эти люди (ещё совсем недавно, казалось бы, числившиеся среди юных дарований) сейчас составляют костяк современной Формулы”
В дебютном для себя сезоне 2002 года австралиец пришёл на место отлично зарекомендовавшего себя за рулём “Минарди” Фернандо Алонсо. Маленькая итальянская команда с более чем скромным бюджетом уже приучила всех и привыкла сама замыкать стартовую решётку и проигрывать лидерам по нескольку кругов в гонке. Однако сначала Алонсо, а затем и Уэббер показали, что “Минарди”, конечно, слаба, но не настолько, чтобы уйти с последнего ряда, а порой и навязывать борьбу конкурентам на трассе. Более того, в своей первой в карьере гонке на родной трассе в Мельбурне за счёт уверенного пилотирования и схода многих соперников Уэббер финишировал на пятом месте и заработал два очка, ставшие, впрочем, в сезоне единственными.
В той гонке австралиец в итоговой классификации расположился непосредственно позади пилота “Ягуар” Эдди Ирвайна. Именно его-то и сменил Уэббер в составе “Диких кошек” в следующем 2003 году. Уверенное выступление в дебютном сезоне, незамедлительный карьерный рост, да ещё и на место нестареющего ветерана – казалось, всё идёт как по писанному. Марк продолжал здорово выглядеть в квалификациях, а вдобавок ко всему очень кстати пришлась новая расширенная система начисления зачётных баллов, позволявшая набирать очки седьмому и восьмому финишировавшему.
Дальше всё стало значительно сложнее. “Ягуар” не оправдал, возложенных на него ожиданий, продолжая оставаться, мягко говоря, середняком. Уверенные выступления Уэббера в квалификациях стали восприниматься как должное. Скачком вверх должен был стать для австралийца переход в легендарный “Уильямс”, но в то время “конюшня” сэра Фрэнка уже начала своё расставание с “БМВ”, что не могло сказаться на выступлениях безболезненно. В “”Уильямсе” дорожка Уэббера пересеклась с Ником Хайдфельдом, которого на тот момент уже начали было списывать со счетов, но немец ни в чём не уступал австралийцу. После раскола с “БМВ” Марк остался в “Уильмсе”, где его напарником стал молодой Нико Росберг.
Результаты английской команды продолжали ухудшаться, и в поисках лучшей жизни в 2007 году Марк метнулся в “Ред Булл”, также на тот момент не блещущий. За два года, проведённых в “экс-Ягуаре” Уэббер отметился подиумом на Гран При Европы 2007 и ощутимым превосходством над напарником в 2008-м. Впрочем, опытнейший Дэвид Култхард в 2007-м превзошёл Уэббера в личном зачёте, а в следующем году шотландец завершал карьеру в Формуле-1 и в определённой степени лишился привычной турнирной мотивации. Уходя, Култхард не без иронии предрёк Уэбберу “светлое” будущее в 2009-м, когда его партнёром должен был стать молодой, талантливый немецкий пилот Себастьян Феттель.
“Уходя, Култхард не без иронии предрёк Уэбберу “светлое” будущее в 2009-м, когда его партнёром должен был стать молодой, талантливый немецкий пилот Себастьян Феттель”
Марк Уэббер проводит в Формуле-1 восьмой сезон. В его послужном списке числится 126 Гран При. Несмотря на то, что он до сих пор превосходил практически всех своих напарников, на его счету всего три подиума и четыре старта со второй позиции. У Феттеля, который проводит в “Королевских автогонках” третий сезон, а полноценно и вовсе второй (в 2007-м он заменил на Гран При США Роберта Кубицу в “БМВ”, а начиная с 11-го этапа в Венгрии Скотта Спида в “Торо Россо”) в активе уже есть две победы и два поула.
Вдобавок ко всему часть предсезонной подготовки оказалась для Уэббера потерянной из-за перелома ноги. И это в тот год, когда болиды претерпели колоссальные изменения, а напарником Марка стал, пожалуй, самый перспективный молодой пилот современности. Не удивительно, что не только бывший партнёр по “Ред Буллу” Дэвид Култхард предрекал австралийцу нелёгкое будущее.
Но Марк – боец. Национальная черта. Он не привык быть вторым номером. Слишком долгое время, находясь в числе подающих надежды, он вряд ли легко смирится с ролью “подносчика снарядов”. После квалификации прошедшего в минувшие выходные Гран При Китая, заняв третье место (Феттель выиграл поул – прим. ред.) Уэббер был очень рад, ведь в Австралии и Бразилии его отставание от Себастьяна было куда более ощутимым: “Обе машины на первых рядах - отличный показатель, особенно приятный после зимних тестов, приводит слова Марка F1 News. - После перелома ноги мои результаты оставляли желать лучшего, но мы выполнили серьёзную программу реабилитации, и теперь я очень хочу осложнить жизнь этому мальчишке. Пока всё получается, и получается неплохо".
“Марк – боец. Национальная черта. Он не привык быть вторым номером”
И пусть в гонке Феттель оказался быстрее своего куда более опытного напарника, Уэббер не сдавался, сражаясь с лидером нынешнего сезона Дженсоном Баттоном, в итоге превзойдя его. Но если Феттелю всё же удастся систематически опережать австралийца, то вряд ли Марк будет от этого “покладистее”. Уэббер крайне амбициозен и в этом его шанс. Возможно, последний шанс во весь голос заявить о себе, ведь годы ещё совсем недавно бывшие на его стороне, которые помогли ему занять в “Ягуаре” место возрастного по формульным меркам Ирвайна, отныне будут оседать на плечи всё более тяжким грузом. Что ж, в руках у Марка Уэббера теперь есть быстрая машина, способная на многое. Всё остальное ему придётся добывать самому.
Николай Никифоров, Sport.ru
Комментарии