За месяц до старта нового сезона мир Формулы-1 озарила весьма неожиданная в эпоху мирового экономического кризиса новость, которая на минувшей недели получила подтверждение – в чемпионате появится новая команда американского происхождения – USF1 – вот имя, которое может изменить мир королевских гонок раз и навсегда…

 

 

"Отцы-основатели" этого проекта - Кен Андерсон и Питер Уиндзор. Не поверите, никто из них не является миллиардером, вопреки традициям владельцев формульных команд, а второй и вовсе начинал журналистом, а заканчивал всего лишь менеджером "Уилльямса". Но они оба давно и упорно хотели основать собственную конюшню и сделают это, судя по всему не вопреки экономическому кризису, а благодаря - как говорил известный в определенных кругах деятель, "экономика должна быть экономной"...

 

USF1 есть явный плюс - создание такой команды в эпицентре NASCAR-мании - означает столь желанное покусительство на американский рынок и внимание со стороны тамошних болельщиков"

 

В последние годы во всех процессах королевских гонок просматривался один лейтмотив - стремление к сокращению расходов - и главным "певцом" этих идей был и есть Майк Мосли. Именно он выдвигал поначалу казавшиеся бредовыми идеи, которые в итоге привели к сокращению расходов команд в разы. В наше же время экономического кризиса, проблемы с раздутостью бюджетов команд принимают особую актуальность. Ситуация, когда уход с рынка титульного спонсора на данный момент может привести к исчезновению команды, для королевских гонок является патовой.

 

Не даром "Форс Индию" приняли в элитный клуб, даже не заглянув в паспорт, и приняли бы американцев, если бы те уже сейчас готовы были бы стартовать - просто потому что пит-лейн надо заполнить машинами, а сейчас ряд команд своего там присутствия гарантировать не могут. К тому же, у USF1 есть явный плюс - создание такой команды в эпицентре NASCAR-мании - означает столь желанное покусительство на американский рынок и внимание со стороны тамошних болельщиков. А американский рынок по сути бездонен,  именно там существуют и будут существовать самые успешные лиги мира - NFL, NHL, NBA, NASCAR.

 

"Бюджет USF1 составит порядка 60 миллионов долларов - как минимум в два раза меньше, чем у любого другого представителя королевских гонок"

 

Особенно важно это покусительство после того, как старина Берни вычеркнул из формульного глобуса почти весь Новый свет – гран-при США и Канады из программы чемпионата мира вычеркнуты... Ну кто же откажется от столь экономной команды, работающей по озвученным тобою принципам и при этом открывающей дверь на новый рынок, сопоставимый со всей Европой? Именно на поддержке со стороны руководства Формулы и жиждится идея создания команды с американской пропиской. Так что же это будет, что такого революционного в этом проекте?

 

Для начала займемся меркантилизмом - бюджет USF1 составит порядка 60 миллионов долларов - как минимум в два раза меньше, чем у любого другого представителя королевских гонок. Что касается второго важнейшего условия существования команды Формулы-1 - непосредственно машины - то у команды ее просто нет, как и пилотов, способных сесть за её руль. Но тут-то и начинается самое интересное...

 

Руководство новой команды на каждом углу заявляет, что не собирается приобретать детали у сторонних производителей, которые являются к тому же конкурентами на трассе. Все, абсолютно все разработки будут созданы непосредственно сотрудниками команды, большинство из которых представляют аэрокосмическую промышленность США. То есть упор будет сделан на научную составляющую, цель которой будут новые разработки, способные в разы сократить расходы. Более того, американцы не будут прибегать к помощи конкурентов даже при изготовлении этих деталей - упор будет сделан на мелких производителей, что, конечно же, тоже позволит сократить часть расходов.

 

"То есть по сути, мы получим команду, цель у которой одна – зарабатывать – и для этого она, как почти вся Формула-1, собирается для начала меньше тратить"

 

Что касается пилотов, то в этом вопросе также уже выработана своя политика – за руль ещё не созданных болидов сядут американцы, среди коих называются уже имеющий опыт в Ф-1 Скотт Спид и представительница слабого пола Данника Патрик. С одной стороны такой подход может показаться недальновидным – таким шагом руководители сами загоняют себя в рамки одного рынка – американского, но мне думается, что этот шаг очень даже осмысленный. USF1 будет ориентироваться строго на Северную Америку и тамошних любителей самых быстрых в мире машин. Рынок Европы уже давно поделен и стабилизирован, а вот в США и Канаде ни одна из команд закрепиться в плане маркетинга не смогла – так зачем же лезть в чужой огород, если под боком невспаханное поле.

 

Что касается логистики (а перелёт из США в Европу всей командой стал бы в копеечку), то и этот вопрос уже урегулирован – у команды будет две базы – в Шарлотт и в испанском Бильбао, что приближает расходы на транспортировку к тому минимуму, ниже которого опуститься нельзя.

 

То есть, по сути, мы получим команду, цель у которой одна – зарабатывать – и для этого она, как почти вся Формула-1, собирается для начала меньше тратить. А у каждого свои способы экономии – кто-то перестаёт покупать молоко, потому что оно подорожало, а кто-то просто покупает свою корову. Но цель одна – доход – что, учитывая поддержку со стороны Экклстоуна и Мосли, говорит об одном – Формула-1 американизируется не потому что в ней появится американская команда, а потому что превратится в аналог НХЛ и НБА – организаций, которые скорее можно назвать финансовыми корпорациями, нежели спортивными лигами, и речь тут не о результатах, а о философии управления и развития.

 

"А тот ли это путь, по которому шли королевские гонки всю свою многолетнюю историю и останутся ли они после поворота на новую дорожку королевскими?"

 

И судя по всему Формула рано или поздно придёт к этому – выход в интерент трансляций всей жизнедеятельности команд, организация экскурсий в штабы команд – всё это непременно придёт, а за ним придут и деньги, а значит Майк и Берни будут довольно Да вот вопрос – а тот ли это путь, по которому шли королевские гонки всю свою многолетнюю историю и останутся ли они после поворота на новую дорожку королевскими?

 

Алексей Данилов, Sport.ru

 

Sport.ru