При упоминании фамилии Сафин знатоки статистики сразу припоминают все достижения россиянина, среди которых две победы и 2 невыигранных финала на турнирах Большого Шлема, пять Мастерсов и 15 титулов в туре. Девчёнки скажут что – то вроде «Вау, какой красавчик!», а болельщики, сжав руку в кулак, прокрутят ещё раз в памяти сафинскую десятилетку, затаив надежду на, скорей всего, последнее выгранное соревнование Марата.

 

Десять лет, казалось бы куча времени, но посмотришь, а их уж и нет, и все успехи остались в прошлом. Десять лет, на протяжении которых высоченный парень с вызовом и наглецой в глазах крушил соперников даже тогда, когда от него этого не ждали, скатывался вниз по рейтинговой лестнице и снова карабкался наверх пирамиды, оставаясь оптимистом в любой, даже самой скверной ситуации. И пусть Сафин не выполнил "установку партии" на завоевание трона, отдав эту задачу на растерзание другим, приход москвича в Большой теннис принёс нам много радостных моментов, ставших настоящими откровениями и эмоциональными потрясениями для всех, кто поклоняется его таланту. Может быть, это и к лучшему, что успехи Марата приходили всплесками, эдакими волнами лихой игры и безумного настроя, ведь постоянные победы могут приестся и свести на нет осознание величия Мастера.

 

"Да она не выиграла ни одного турнира, скажет кто-то, но именно после нее у всего женского тенниса открылось второе дыхание"

 

Начинал Марат Михайлович в клубе «Спартак – Ширяево Поле», где с 6 до 13 лет он был под опекой Розы Ислановы, его мамы, сделавшей из сына одного из лучших юниоров России. В 10 лет Марат поступил в теннисную академию в Цинцинати, США, но вскоре вернулся на Родину, видимо подозревая, что судьба уготовила ему другую дорогу. Про детский период в теннисе Марат мало вспоминает, периодически рассказывая про матчи с Анной Курниковой, много раз обыгравшей будущую первую ракетку мира. Именно Анну Сафин считает главной причиной бурного развития и последующего доминирования российского женского тенниса, отмечая, что без успехов Курниковой, без её восьмого места в табеле о рангах у девчушек, валом валивших на корты Москвы, не было бы примера и мотивации достичь невиданных ранее высот и громких побед.

 

В 1994 году Роза Исланова повезла сына в Валенсию, город откуда началось восхождение звезды. Мальчик попал на глаза Марии Паскуаль, которая разглядела потенциал Марата и поспособствовала сотрудничеству со швейцарскими спонсорами. Все говорили, что занятие в испанской спортакадемии не пойдёт впрок, мол, американцы учат лучше, да и шансов пробиться в профессиональном туре больше, но юный Марат привлёк внимание тренеров, которые приложили все силы, чтобы превратить мальчишку в мегазвезду. Первые шаги по земле мавров и тореадоров дались ой как тяжело, но Сафин вписался в испанскую жизнь, познакомился с людьми и на отлично сдал первый жизненный экзамен. А когда кончились деньги швейцарского спонсора, собрал экипировку и двинул в Эспино на первый челленджер без средств на обратный билет. Четыре года в теннисном раю рядом с ныне знаменитыми испанскими теннисистами пошли впрок россиянину, который в вернулся в Валенсию с первым титулом и чеком на вполне нормальную сумму.

 

"В профессиональном туре Марата ждала совершенно другая жизнь, но он остался верен принципам и никогда не изменял своему стилю"

 

В этом он весь – Марат обладает уникальной способностью собираться, когда обстоятельства играют против него. Сколько его не загоняй в угол, а он выкрутится, найдёт способ выиграть схватку на корте или вне его. Или не найдёт,.. но даже после поражений Сафин не выглядел сильно расстроенным, то и дело повторяя маме и папе, что не выиграл в этот раз, так на следующей неделе обязательно победит. Жизнь Марата кардинально поменяла темп с его приходом в профессиональную лигу, появились доселе незнакомые обязательства, громкие победы и куча репортёров, постоянно пытающихся разговорить скромного паренька из Москвы. После очередной победы на Роллан Гарросе в 1998 опустошённый Сафин звонил домой и жаловался на журналистов, с которыми ему ещё не приходилось разговаривать в ранге звезды, несмотря на то, что в первом круге был бит Агасси, а во втором – прошлогодний победитель Куэртен. Природная скромность Марата не позволяла прессе выудить из юноши мысли, каким – то образом соответствующие содеянному чуду. Неожиданно оказавшись в центре событий, Сафин отказывался принимать популярность, упавшую как снег на голову, отвечая невпопад на стандартные вопросы журналистов.

 

Со временем это прошло, и наш герой превратился в любимчика прессы, готовой услышать на послематчевом интервью шутку или совершенно нереальное объяснение очередной победы. Говорить штампами, равно, как и играть, Марат не научился, создавая шоу на корте и пресс – конференции. Будучи заявленным на Кубок Кремля 2006, Сафин получил задание от администрации тура вести ежедневный блог, на что позитивной реакции получено не было, но работа есть работа, и в Интернет полились строки об осенней Москве и "нелёгкой" жизни героя нашего времени во время турнира. Хотя свою работу Марат описывает, как тяжёлую, указывая на необходимость пятичасовых тренировок, и непринуждённую одновременно, ссылаясь на то, что в семь утра ему редко приходилось просыпаться.

 

"Травмы, пережитые Маратом, могли подкосить кого угодно, но только не этого парня"

 

В начале 2003 года неожиданно Сафин получил травму запястья, которая надолго выбила его из колеи, заставив в первый раз окинуть взором происходящее за пределами корта. Его постоянные поиски смысла жизни привели его в США, где он провёл некоторое время, путешествуя по бескрайним просторам родины Сампраса и Агасси. В конце концов ответ был найден в виде отменного 2004 года, когда Марат под руководством Питера Лундгрена дошёл до финала Australian Open и выиграл два Мастерса. Долгое путешествие по Америке пошло впрок, чётко дав понять, что главные успехи впереди, а ключом, как и прежде, во времена академии в Валенсии, станет трудолюбие и упорство. Сафин – один из немногих, к которому применимо высказывание "мастерство не пропьёшь", что не раз было потвержденно теннисистом, совершавшим камбеки после жизненных трудностей. Уверен, что избежав травм, Марат вполне мог оставться в Топ – 10, начиная с победы на US Open в 2000 году.

 

Излечившись от травмы и великолепно отыграв сезон 2004, простой московский парень, заматеревший на просторах профессионального тенниса, добивается второй победы на турнирах Большого Шлема, одолев Федерера и хозяина кортов Хьюита в последних матчах австралийского чемпионата. Никто не верил, что Сафин, вымучивая одна за другой победы по дороге к финалу, сможет совершить невозможное. Равно как и 5 лет назад в Нью – Йорке, когда в каждом круге US Open Марату приходилось играть пятисетовые поединки, зубами вырывая право сделать шаг вперёд, чтобы в финале легко и непринуждённо обыграть самого Сампраса. Оба выигранных турнира Шлема могут стать одой трудолюбию и верой в победу, а также оптимизму, присущим экс – первой ракетке с юношеских времён. В одном из интервью двухгодичной давности вернувшийся в теннис после тяжёлой травмы колена Сафин намекал на то, что пора уже вешать ракетки на гвоздь, но перед этим ему необходимо выиграть пару – тройку турниров, чтобы уйти красиво. За последние два года задача не была реализованна, что даёт определённые надежды дождаться шестнадцатого титула в текущем сезоне.

 

История Марата Сафина, Игрока и Мастера, не была бы полной, окажись лишённой третьего составляющего – Человека. Самая одиозная персона десятилетия, на самом деле, стремится не быть замкнутым в рамках работы, а узнать все прелести жизни, протекающей за её пределами. Сафин принимает жизнь во всей красе, наполненную радостями и неудачами, взлётами и падениями, а на каждое событие у него есть логичное объяснение случившемуся. В теннисе всё по – другому, здесь нельзя терять фокус на игре, задаваясь вечными вопросами предназначения человека и его дороги на Земле. Многие из нынешних звёзд делают справедливый выбор в пользу спорта пока бегают ноги и бьёт рука, но свежи примеры Ким Клийстерс и Жюстин Энин, ушедших из спорта в расцвете сил. Марат характеризует себя как человека, находящегося в постоянном поиске и понимании происходящего в жизни. Пока что все его открытия были связанны исключительно с теннисом, но кто сказал, что кроме спорта простому и честному парню больше нечем заняться?

 

Андрей Кондаков, Sport.ru

 

Sport.ru