"Фарм Индия"?
Накануне "Форс Индия" и "МакЛарен" объявили, так сказать, об узаконивании своих технических отношений. Это породило целый ряд любопытнейших вопросов. Каковы перспективы этого союза для обоих его участников? И, что ещё интереснее, какие тенденции он может породить в чемпионате?
Накануне команда "Форс Индия" официально объявила о начале технического сотрудничества с "МакЛарен-Мерседес". За новым этапом взаимоотношений двух команд будет очень интересно понаблюдать. К тому же, из назначения Саймона Робертса – человека из "МакЛарен" – новым исполнительным директором "Форс Индии", можно сделать вывод, что сотрудничество не ограничится только техническим аспектом. Хотя босс "МакЛарен" Мартин Уитмарш уже сейчас отрицает, что индийская конюшня станет "фарм-командой" "серебряных стрел".
"Полагаю, это сотрудничество станет взаимовыгодным", - говорит Уитмарш. "Мы сможем принести выгоду как "Форс Индии", так и сами получим возможность сделать эффективный шаг в собственных технических разработках. Сотрудничество должно сделать нас сильнее, и я бы не стал заключать соглашение, если бы не рассчитывал, что это поможет нам выигрывать Чемпионаты Мира в будущем".
При этом Мартин Уитмарш подчеркнул, что "Форс Индия" не переходит под контроль его команды. Впрочем, часть болельщиков уже сейчас, наверняка, окрестила конюшню из арьергарда "дублёром" "МакЛарен". Пятилетнее соглашение, заключённое командами, предполагает, что с нового сезона на автомобилях "Индии" будут стоять моторы "Мерседес", а также гидравлическая система, коробка передач и система рекуперации кинетической энергии (KERS), разработанные "МакЛарен". Также речь идёт о расширении производственных возможностей команды, принадлежащей индийскому миллиардеру.
Переход Саймона Робертса в "Форс Индию" – несомненно, новый виток в его карьере. К "МакЛарен" он присоединился в сентябре 2003 года в качестве генерального менеджера, а в 2006 возглавил гоночное подразделение команды. И помимо того, что серебряным стрелам нужен свой человек среди индийских машин, переход Робертcа можно рассматривать как подготовку к определённому сценарию, по которому "МакЛарен" может понадобиться новое руководство. Это называется "карьерная лестница".
Главный вопрос, касаемый долгосрочной сделки, заключается в том, будет ли "МакЛарен" поставлять шасси "Форс Индии", или нет. Вероятно, это зависит и от мненияпредставителей английской "конюшни", и от решения владельца скромной команды Виджея Малльи. И ведь уже ходят слухи, что "Индия" получит клиентское шасси. Причем, такие предположения несут в себе зерно рационализма. Скажем, "МакЛарен" получила бы большие научно-исследовательские возможности, имея две команды инженеров, работающих с идентичными автомобилями; плюс, таким образом, в два раза увеличился бы тестовый километраж. А Виджей Маллья в этом случае получил бы позитивную динамику результатов своего детища без необходимости огромных инвестиций в новую инфраструктуру. Да, многие команды в Формуле 1 выступают против того, чтобы миллиардеры, присоединившись к чемпионату, покупали себе успех – но это часть спорта.
С другой стороны, опасность подобных слияний заключается в том, что они могут породить тенденцию: все производители захотят пойти тем же путем, и Формула 1 окончательно лишится независимых частных команд. Это также означает, что сократится и число конструкторов: сейчас их девять, но перейди часть из них на клиентские шасси, и кто знает, во что превратится этот спорт.
Поддержку по клиентским шасси Маллья и "МакЛарен" получат, вероятно, от "Ред Булл" и "Торо Россо". Возможно и от "Хонды", которая строила автомобили для "Супер Агури", пока последние не вышли из бизнеса. Словом, в теории может иметь место следующий расклад: половина команд выступает за клиентские шасси, другая половина наблюдает за тем, какие результаты это приносит. Если союз "Форс Индии" и "МакЛарен" окажется успешным - "Феррари", вне всяких сомнений, пойдёт по этому же пути ради увеличения собственных мощностей.
За развитием событий наблюдать будет очень интересно. Пока же Виджей Маллья говорит о том, что надеется на регулярное попадание в очки уже в следующем году.
"Формула 1 – сверхконкурентоспособный чемпионат, где команды развиваются и прогрессируют", - говорит Маллья. "В 2009 году у нас будут новые автомобили и новый дизайн. С моей точки зрения, мы не начнем добиваться побед раньше 2010 года, но регулярно попадать в очки возможно уже со следующего сезона. Это стало бы главным шагом вперед"
Если, как советует авторитетный британский сайт GrandPrix.com, обратиться к опыту заокеанской серии "NASCAR", то станет понятно, что массовость подобных союзов не приводит ни к чему хорошему в плане спорта: крупные объединения получают максимум полезной информации и быстро прогрессируют, что неизбежно привлекает спонсоров. А те, кто ни к кому не примкнули – не могут выбиться с последних рядов стартовой решётки. Чтобы выжить приверженцам независимости нужно строить автомобили, которые смогут превзойти машины, разработанные объединениями. Но, учитывая фактор сокращения затрат, это совсем не просто сделать.
Татьяна Монтоя, Sport.ru
Комментарии