На неделе, когда едва-едва отгремел последний Гран При, а межсезонье ещё не охватило болельщиков Формулы 1 своей размеренной и традиционной историчностью, имеет смысл ещё разок оглянуться на только что пройденный путь. Благо, он был очень неоднозначным – этот факт навсегда засвидетельствовала история и официальный сайт Чемпионата.

 

Не только на морально-волевых…

 

Всего год назад Фелипе Масса играл лишь роль помощника Кими Райкконена в борьбе за титул 2007 года. Но в воскресенье на Интерлагосе он выступил уже в другом статусе: Масса доказал свою состоятельность, привёл "Феррари" к чемпионству в Кубке Конструкторов, и едва не увёл титул прямо из под носа Льюиса Хэмилтона.

 

Впрочем, даже в течение столь успешного сезона, по итогам которого Массе не хватило всего очка до чемпионства, критики были безжалостны к нему, утверждая, что он слишком непоследователен для борьбы за большой автоспортивный приз. Но учтивый бразилец просто игнорировал негативные высказывания, сосредоточившись на своей работе. Он доказал несостоятельность критики самым решительным образом.

 

Да, он совершал ошибки, но их допускали и его соперники. В первых двух гонках Фелипе не набрал ни одного очка, но далее по ходу сезона он прибавлял от гонки к гонке. Пусть даже на заключительных этапах ещё видны были признаки горячности – особенно, когда Фелипе нужно было прорываться через пелотон – это не даёт аргументов в споре с цифрами.

 

Шесть побед, шесть поулов, четыре подиума и 97 очков – на первый взгляд, не выдающая статистика. Но это если не задумываться насколько конкурентоспособны были соперники. В этом сезоне, когда победы доставались 7 пилотам из 5 разных команд, Масса явил собой потрясающее сочетание скорости, последовательности и выдержки. Он не падал духом, когда ситуация выходила из под контроля, как это было во время отказов двигателя в Австралии и Венгрии, или на знаменитом сингапурском пит-стопе. Масса всегда был мотивирован и собран. И пока Райкконен боролся с метафизикой и непростым автомобилем Ф2008, Масса выжимал максимум из имеющегося, с завидной регулярностью обставляя финна на трассе. По сути, за пару гонок до финала сезона Кими пришлось забыть о каких бы то ни было мечтах, касающихся защиты титула. И он обнаружил себя в новом качестве – в качестве помощника того, кто, по идее, должен быть номером два.

 

Ключевым фактором в успехе Массы стали квалификационные результаты – все шесть побед он одержал после старта из первого ряда (кто-нибудь наверняка попробует воспользоваться этой статистикой для преуменьшения заслуг Фелипе), но это только часть объективной реальности. Прибыв Бахрейн с круглым нулём очков в зачёте, Масса сделал то, что было необходимо – опередил поулмена Роберта Кубицу, и доминировал по ходу гонки. Во время уик-энда в Турции Фелипе вообще был недосягаем для соперников, а новейший автодром в Валенсии, во время гонки на котором он лидировал от старта до финиша, приблизил Массу к символическому титулу "короля улиц". И в финале сезона в Бразилии – где ему необходима была только победа – Фелипе не ошибся ни разу.

 

Он также был достаточно удачлив, чтобы воспользоваться неудачами соперников. Победа на Гран При Франции досталась ему после того, как проблемы с выхлопной системой вынудили Райкконена сбросить темп по ходу гонки. В Бельгии победа была присуждена ему после того, как Кими закончил гонку возле защитных барьеров, а Хэмилтон был наказан за срез шиканы. Кроме этого, мы видели его на подиуме в Испании, Монако, Германии и в Китае.

 

Для финала такого сезона Масса вряд ли придумал бы лучшее место, нежели родной Сан Паулу. К сожалению, потрясающей домашней победы оказалось недостаточно для того, что толпы изголодавшихся бразильских фанатов получили нового чемпиона, которого они так жаждут. Но тот стиль, в котором Масса провёл этот год, и то изящество, с каким он принял поражение, наверняка увеличило число его болельщиков по всему миру. Он больше не второй номер "Феррари". Теперь Масса – серьёзный игрок.

 

Единственная в своём роде молодость

 

Гран При Бразилии прошлого года обернулся для Хэмилтона катастрофой. Провальный старт, ошибка на первом круге, и вылезшие из механических недр проблемы с коробкой передач – всё это лишило Льюиса последней надежды на историческое завоевание титула в дебютном сезоне.

 

Однако в минувшее воскресенье он всё-таки вписался в исторические справочники по Формуле 1, став самым молодым чемпионом в этом виде спорта. Трудно поверить, но Хэмилтону всего 23 года, и он всего на 4 месяца младше, чем был Фернандо Алонсо в день завоевания своего первого чемпионства.

 

За спиной у Хэмилтона всего 35 гонок, но это, казалось бы, скромно число включает в себя 13 поулов и 9 побед. Для сравнения, Фернандо Алонсо открыл счёт победам только после 69-ти стартов. Конечно, Алонсо не так повезло – на заре карьеры он выступал за далеко не самую сильную конюшню. Но даже, если иметь в виду, что за Льюисом стоит "МакЛарен" – его достижение не теряет уникальности.

 

Дебютный сезон британца оставил привкус легендарности: шесть поулов, четыре победы и 109 очков в личной копилке – это самый успешный дебют в истории Формулы 1. Что касается финала того года, то он стал разочарованием, но не сломал гонщика. Весной-2008 Хэмилтон прибыл в Австралию и сходу показал миру, что не будет пилотом второго плана. Он доминировал в Мельбурне и выиграл гонку. Это было лучшим началом сезона. Но в Малайзии ситуация переменилась: в субботу стюарды оштрафовали Хэмилтона потерей пяти мест на стартовой решётке за создание помех соперникам на их быстром круге, а в воскресенье проблемы на пит-стопе не позволили ему финишировать выше пятого места. Уик-энд в Бахрейне, казалось, подтвердил опасения, что Льюис потерял равновесия: он провалил старт, столкнулся с "Рено" Фернандо Алонсо и финишировал 13-м, из-за чего утратил лидерство в Личном Зачёте.

 

Третье место по итогам Гран При Испании немного скрасило ситуацию, как и вторая ступень турецкого подиума. Но для окончательного возвращения в форму Льюису нужна была победа. И он выиграл первую дождевую гонку сезона, которая состоялась в Монако. Сам британец описал эту победу, как лучший момент в своей карьере, но, по правде говоря, она стала лучшим моментом лишь на считанные недели, во время которых было глупое столкновение на пит-лейн в Канаде и штрафные 10 потерянных мест во Франции.

 

В июле Хэмилтон, так сказать, вернулся в талант. Он мастерски и, казалось, играючи выиграл Гран При Великобритании, в то время, как его более опытные соперники допустили массу ошибок в условиях непредсказуемой и капризной погоды. Последовавшая за этим победа в Хоккенхайме вознесла Хэмилтона на первую строчку главного протокола.

 

Затем было повреждение переднего левого колеса в Венгрии, чистый проигрыш Массе на Гран При Европы, спорное решение стюардов в Бельгии, провальная квалификация в Италии, неудачное время выезда машины безопасности в Сингапуре и, наконец, неразумный старт в Японии. Словом, Хэмилтон как самостоятельно допускал серьёзные ошибки, так и испытал огромное невезение.

 

Можно сколь угодно долго доказывать, что этот год Льюис провёл отнюдь не на таком высоком уровне, как дебютный, и что не зря же он получил свою порцию критики не только от стюардов, но и от коллег по пилотскому цеху. Но, сказать по справедливости, он не прекращал самосовершенствоваться, даже если всё было против него. Когда все вокруг думали, что молодой гонщик сломается – он находил в себе новые резервы. Иллюстрацией этому служит великолепная победа на Гран При Китая, которая максимально приблизила его к окончательному триумфу.

 

Пилоты не раз отмечали, что их второй сезон в Формуле 1 выдался много более трудным, нежели первый, потому что внимание общественности становится ещё пристальней, а критика ожесточённее. Однако Льюис Хэмилтон оказался не по годам зрелым.

 

Перевод: Татьяна Монтоя, Sport.ru

Sport.ru