Sport.ru продолжает серию материалов под названием "Теннисная Россия: взгляд изнутри", в которой мы пытаемся оценить состояние современного российского тенниса. Наш корреспондент Юрий Нечипоренко уже поговорил с вице-президентом Федерации тенниса России Дмитрием Вихаревым, главным тренером сборных России по теннису Владимиром Камельзоном. Сегодня мы предлагаем Вашему вниманию неожиданное и, на наш взгляд, очень интересное интервью с Анной и Станиславом Лунькиными, родителями одного из лидеров национальной теннисной сборной России в возрасте до 14 лет Максима Лунькина, которое высвечивает нынешние проблемы российского тенниса ещё с одной стороны.

Анна, Станислав, согласны ли вы с тем, что родители молодых ребят-теннисистов вынуждены нести порой непомерные траты для подготовки своих детей?

Согласны на все сто: и эти траты - не только финансовые! Семье приходится жертвовать очень многим: так, мать Максима вынуждена была уйти с работы по специальности, чтобы ездить с сыном, сопровождать его на турниры.

Но вы получаете какую-то поддержку от государства? Всё же ваш сын входит в первую десятку ракеток Европы среди юниоров...

Нет, финансовой поддержки от государства мы не получаем. Нам дают бесплатные корты в ЦСКА, и иногда бесплатно возят на турниры, когда Максим выступает за сборную России в некоторых европейских турнирах 1-й категории. Это всё. Нам самим приходится даже решать вопросы с тренером, который стоит недёшево.

Пробовали ли вы искать спонсора?

У нас есть свой менеджер. Что же касается спонсора, то можно было бы рассмотреть такие предложения, но нам их пока никто не делал (хотя предложения по совершенствованию мастерства в Москве от частных школ начали поступать). Из опыта других родителей мы знаем, что бывают очень жёсткие условия со стороны спонсора - например, ребёнку следует играть определённое число турниров. Но если у него, скажем, будет травма? Что в этом случае? Не заставлять же его играть больного…

Какой вы видите судьбу своего ребёнка? Хотите продолжить теннисное образование в России или намерены увезти его в зарубежные академии, как это сделали родители сверстницы Максима, Иры Хромачёвой? 

Скорее всего, если ничего здесь кардинально не изменится, мы будем вынуждены уехать: мы уже в этом и прошлом году провели несколько месяцев в академии в Словакии. Были мы и Чехии - и должны сказать, что там созданы гораздо лучшие условия для занятий теннисом! Там первые три ракетки страны в каждом возрасте получают всё бесплатно, академию в Брно поддерживает Чешский агропромышленный комплекс. Это даже смешно сказать – какой-то агропромышленный комплекс в Чехии может обеспечить своим детям то, что не может обеспечить своим Россия, накачанная нефтедолларами!

Как вы сами относитесь к отъезду наших теннисных чемпионов, мальчиков и девочек до 14 лет, за границу?

Сейчас уезжают почти все, кого мы знаем. Мы, конечно, не хотели бы никуда ехать – здесь родные, круг друзей, свои квартиры, здесь наша Родина, но уже складывается ситуация, когда здесь не с кем играть. И приходится многим жертвовать ради дальнейшего теннисного образования и роста Максима. Вы слышали, что сказал Тарпищев? Это же политика, после 14 лет он готов отдавать детей в зарубежные академии - значит, по существу, детей отсюда выживают!

Но ведь из первых ракеток кто-то остаётся, например Карловский?

Это скорее исключение из общих правил: у Евгения Карловского весьма обеспеченные родители и хорошая поддержка в школе «Олимпиец» - у него здесь свой тренер Дмитрий Моралёв.

По вашему опыту, где лучше получать сейчас теннисное образование – здесь или за рубежом?

Сейчас гораздо легче получить образование за рубежом. Многие наши хорошие тренеры перебрались туда. Скажем, в Германии работает Манапов – в эту академию поехала Даша Гаврилова, к ним же уезжает Костя Герлах (его семье повезло – найден меценат, который оплачивает его обучение).

Как обстоят дела с обучением теннису в других странах СНГ?

Мы были в Минске, там прекрасные условия! Национальный центр спорта, государственная поддержка - такое впечатление, что только в России такое пренебрежение к детям!

Но, может быть, у нас в последнее время тоже что-то забрезжило, какие-то есть позитивные сдвиги, наметились тенденции? Вот, Национальный теннисный центр построили...

Нам кажется, что становится всё хуже и хуже. Судите сами: когда наш возраст начинал, то за обучение в теннисной группе нужно было платить по 300 долларов в месяц, сейчас подняли цену до 1000 уже в 5-летнем возрасте, а дальше – уже больше! Как результат - в следующей возрастной группе, 1995 года рождения и моложе уже никого нет: не выиграно ни одного первенства Европы, даже из группы не удалось выйти! Можем сказать только одно: наши ребята играют год от года всё слабее и слабее!

Юрий Нечипоренко, Sport.ru

Следующий материал из цикла "Теннисная Россия: взгляд изнутри" выйдет в четверг, 10 июля 2008 года - в нём мы предложим вашему вниманию интервью с вице-президентом Федерации тенниса России Владимиром Лазаревым, в котором он поделится своим видением происходящего в российском теннисе и тем, каким он видит решение назревших проблем.

Sport.ru