Сегодня в "Ведомостях" появилась следующая информация: "Накануне выборов "Единая Россия" решила заручиться поддержкой болельщиков футбольного клуба "Динамо". На этой неделе партия подпишет соглашение о сотрудничестве с попечительским обществом клуба. Футболисты уже помогали партии привлечь электорат. На мартовских выборах в заксобрание Петербурга форвард “Зенита” Андрей Аршавин был третьим номером в списке партии власти. Там  единороссы получили 37,3% голосов. От мандата Аршавин отказался, а вчера признался “Ведомостям”, что после участия в кампании его болельщики стали относиться к нему хуже.

"Динамо" имеет наиболее организованную группу поддержки, что привлекает единороссов", - объясняет Леонтий Бызов из ВЦИОМ. - По популярности у населения футбол лидирует с большим отрывом среди других видов спорта". "Единороссы активизировали накануне выборов работу с целевыми группами", - объясняет политконсультант Дмитрий Гусев. Считается, что поддержка авторитетов автоматически должна перейти к лидерам списка и показать избирателям, что партию поддерживают “и певцы, и продавцы, и футболисты".

 

Подобные действия "единоросов" вызвали резко негативную реакцию со стороны простых болельщиков - да и какую ещё реакцию может вызвать идея подмешать в любовь к футбольному клубу любовь к политической партии?

 

У многих ещё очень свежа в памяти другая попытка "единоросов" попасть на трибуны - в первом туре чемпионата на "Петровском" был развёрнут огромный баннер, на котором помимо надписи "Зенит будет чемпионом" красовалась и реклама "Единой России".

Оказалось, что абсолютное большинство людей, баннер разворачивавших, не имело представления о его содержании. К чести фанатов "Зенита", они узнали о готовящейся акции и смогли ответить пусть не таким большим и красивым, но зато искренним и правдивым баннером - "United Front вне политики". Акция вызвала громкую реакцию в болельщицких кругах. Большинство поклонников клуба осудило действия её организаторов, а лидеры "зенитовского" фан-движения выступили с обращениями, лейтмотив которых был "Зенит не продаётся". Постепенно, инцидент начали забывать, но вот "единоросы" вновь пошли в наступление на трибуны, на этот раз другим путём.  

 

Людей на стадионе объединяет одно - любовь к своей команде. Стадион для того и нужен, чтобы её - эту любовь, выразить. А политические, эстетические, кулинарные вкусы у людей, носящих одинаковые клубные цвета, могут быть разными. На стадионе об их вкусах никто не спрашивает, и люди вправе ожидать, что никто им эти интересы и не будет навязывать. Мы уже давно привыкли к тому, что неотрывно с футболом связан мир коммерческой рекламы, к тому, что любимые спортсмены рекомендуют нам, какую одежду носить, и какие товары покупать, смирились с тем, что логотипы нефтяных компаний вытесняют с футболок клубные эмблемы.

Но теперь нам предлагают доверить своему любимому футболисту и выбор политических пристрастий, выбор, от которого зависит будущее страны. И это грустно.

 

Нет, конечно, ошибочно было бы считать, что люди на стадионе совершенно аполитичны - за обратными примерами далеко ходить не надо - возьмём баннер "Косово - сербская земля" на российском секторе гостевого матча с Македонией. Политика? Да. Но политика другая - во-первых, инициатива в данном случае исходит снизу, от самих болельщиков, а во вторых, связана она не с персональными амбициями каких-либо политических партий, а с дружбой сербского и российского народов, находящей выражение во взаимной поддержке сербских и российских фан-движений. Дружба эта, в свою очередь, выражается как на международных матчах, так и на клубном уровне (не секрет, что, например,  фанаты "Спартака" находятся в тесном контакте с белградской "Црвеной Звездой", а ЦСКА - "Партизана"). Проявление такой политики, укрепляющей дружбу между клубами и между странами, можно только поприветствовать.

 

Ну а, возвращаясь к текущей ситуации, можно сказать, что футбол, без сомнения, очень перспективен для политиков - какую огромную аудиторию можно завоевать, добившись, например, отождествления своей партии с именем "Зенита", по которому сходит с ума весь Питер. И поэтому теперь очень большую роль начинают играть простые болельщики - от их действий и их позиции, по большому счёту, зависит чистота нашей любимой игры.

 

Оставим стадионы футболу.

Фёдор Аветисов, Sport.ru

Sport.ru