Формула-1. Разрыв до залёта
По ходу нынешнего сезона Формулы-1 компания "Pirelli", сама того не желая, привлекает к себе внимания едва ли не больше, чем участники заездов. Всё дело в резине, состояние которой вызывает вопросы пилотов и болельщиков. На примере этой ситуации @Sport.ru лишний раз приходит к выводу, что монополия – это зло...
Один из самых распространённых упрёков к Ф-1 и её поклонникам заключается в том, что это соревнование не столько пилотов, сколько механиков и инженеров, которые конструируют болиды. Дескать, от пилота требуется только реакция и умение по 60 раз подряд повторить идентичный манёвр на конкретном участке трассы. При этом забывается, что любой болид – результат работы ещё гонщика, который рассказывает о поведении машины, об особенностях трассы, который должен максимально чётко уловить, где "гремит", чтобы это не привело к катастрофе. Наконец, попробуйте отреагировать на поворот, когда скорость входа на него составляет примерно полторы сотни километров в час. По прямой-то страшно ехать с такими показателями, а тут повернуть требуется!
Впрочем, есть в "королевских гонках" моменты, которые, действительно, не контролируются пилотами, но при этом сильно влияют на исход гонок. В нынешнем сезоне среди данных причин уверенное лидерство занимает проблема резины. Она появилась не сегодня – ещё в прошлом году Михаэль Шумахер не уставал критиковать "Pirelli" за их продукцию, которая быстро изнашивалась и не позволяла болидам демонстрировать максимум возможности. Перед заключительным гран-при прошлого сезона итальянцы привезли командам прототипы резины-2013, дабы те ознакомились и знали, с чем столкнутся в новом чемпионате. Судя по первым гонкам, максимально разбор новой резины провели "Лотус" и "Форс Индия", которые по первым заездам этого года наглядно демонстрировали, что могут максимально долго тянуть от пит-стопа до пит-стопа, не слишком теряя при этом в скорости. Зато в стане "Ред Булл" устроили практически истерику, заявляя, что на новой резине их болид едет чуть быстрее российской "шестёрки". Эти разговоры не являлись глобальной проблемой совершенно, скорее, они давали надежду на то, что новый чемпионат будет нести в себе ещё больше интриги, нежели предыдущий.
"Согласитесь, неприятно осознать, что у тебя осталось лишь 3 рабочих колеса, когда ты едешь на скорости примерно 200 км/час..."
Проблема была куда хуже: новая резина лопалась, рвалась – называйте как угодно. Причём, происходит это такой частотой, что пилоты уже говорят не столько о сложности в достижении результата, сколько о сохранении собственного здоровья. Согласитесь, неприятно осознать, что у тебя осталось лишь 3 рабочих колеса, когда ты едешь на скорости примерно 200 км/час. Трижды в Бахрейне, один раз в Испании, и четыре (!!!) разрыва шин на последнем гран-при Великобритании. И всё это на фоне скандала по поводу незаконных тестов резины командой "Мерседес" по просьбе "Pirelli". Сложно представить более негативную ситуацию. При этом итальянцы продолжают делать хорошую мину при плохой игре, ища причины разрушений резины в чём угодно, только не в себе. По первым инцидентам во всём обвиняли мусор, создававший проколы, либо агрессивную атаку пилотами поребриков. Что касается скандального этапа в Великобритании, то оказывается, резину нельзя было менять местами: ставить правые покрышки налево и наоборот. По традиции это используется для увеличения скорости, но оказывается, что при нынешней конструкции шин подобный метод является в прямом смысле разрушительным. Почему об этом стало известно только после гонки, а не за пару дней практики, квалификации и заезда – вопрос без ответа. И ведь ещё после этапа в Канаде было обещано, что новые комплекты не будут использоваться ввиду малого количества тестов. Но в итоге привезли, и теперь вряд ли этому рады.
Вообще, руководитель автоспортивного подразделения "Pirelli" Пол Хэмбри в последнее время дал слишком большое количество спорных комментариев по поводу продукции своей компании. Например, он рассказал, что с гран-при Венгрии итальянцы вернут командам комплекты-2012 с новыми составами. Как подобная смесь проявит себя на трассе, не знает никто, а подобный ход можно признать своеобразной капитуляцией – в компании не знаю, как сделать новую резину более надёжной и быстрой одновременно, поэтому предлагают взять старую версию, которая тоже не идеальна, но хотя бы привычна. Официально же ситуация выглядит так, что "Pirelli" затребовал внести целый ряд изменений в регламент по поводу угла развала колёс и давления в них, поскольку при иных вариантах новая конструкция с каркасом могла разваливаться и дальше. Попутно Хэмбри удивился угрозам пилотов бойкотировать следующий этап в Германии и подчеркнул, что его компания не намерена уходить из Ф-1 в "эти сложные времена". Второе заявление вряд ли обрадовало хотя бы кого-либо в ФИА, ведь решение пригласить итальянцев принимали не они, а промоутеру "гонок" Берни Экклстоуну, в то время как сама Федерация планировала договориться с "Michelin" – поставщиком шин для Ф-1 в период с 1977 по 2006 год. Вот только новый контракт с миланцами предусматривал и то, что они будут монополистами в вопросе резины. Во многом на это решение повлияло стремление упрощения контроля данного вопроса, но сейчас мы видим, что статус "неприкасаемых" во многом влияет на работу "Pirelli", поскольку они понимают свою значимость в организации гонок и могут диктовать определённые условия (пример – указанные выше изменения в регламенте). Кому-то нынешнее положение дел нравится – интрига получается на каждом заезде, ведь никогда не предскажешь, у кого лопнет колесо в следующий раз. Но долго подобное продолжаться не может, и в Германии видеть проблемы с резиной не хочется совершенно. Забастовка пилотов никому не нужна.
Пучков Павел, @Sport.ru
Комментарии