Эрик Булье: "Наша главная проблема - отсутствие прибыли"
В интервью порталу ESPN босс Lotus Эрик Булье затронул животрепещущие темы, как касающиеся будущего команды Lotus, так и будущего всей Формулы-1. @Sport.ru просто не мог пройти мимо и представляет Вашему вниманию это, без сомнения, заслуживающее прочтения интервью...
- В первую очередь хотелось бы узнать одну вещь. Ваш пилотский состав на 2014-й год: когда нам ждать официального заявления? Принято ли уже решение по этому поводу?
Не совсем так. Да, разумеется, можно подобрать пилота "по эмоциям", как фанат, болельщик. Однако нельзя этого делать таким образом, находясь в моём положении, в положении команды. Да, после двух лет с Кими мы сумели написать несколько страниц истории Lotus. Наши амбиции заключаются в том, чтобы стать топ-командой. Как вы знаете, топ-команда складывается из нескольких различных элементов. Один из них у нас должен появится - партнёры в лице Quantum Motorsport. Теперь, как я думаю, нам нужно сесть и всё обдумать. Нам нужно подобрать правильного пилота, но стоит думать не только о следующем сезоне. Нам нужен пилот на 2015-й, 2016-й годы и в дальнейшем. Естественно, это было бы идеально. Но нам нужно следить за размером инвестиций, за финансовой составляющей, многое зависит от контракта с Quantum. Если мы не сможем себе позволить работать на долгосрочную перспективу, то нам стоит рассмотреть другой сценарий, который пусть и не будет превосходным, но он должен быть достаточно хорош.
- Понятно. То есть вы имеете ввиду, если сделка пойдёт не так, как хотелось бы вам, если денежный поток со стороны инвесторов будет меньше ожидаемого, то вам придётся нанимать рента-драйвера? Талантливого пилота, который, тем не менее, будет платить за выступления?
Именно так.
- Во время этапа в Японии Вы говорили, что главным кандидатом на замену Кими был Нико (Хюлькенберг - прим.ред.). То есть контракт Романа является простой формальностью? Он продолжит выступать за Lotus?
Роман. Проблема в том, что все ожидают от нас важного объявления относительно будущего Романа, однако его контракт с нами уже подписан. Я не знаю, чего конкретно ждут люди от нас, но я могу твёрдо сказать - у Романа есть контракт боевого пилота команды Lotus на следующий сезон.
- Переговоры с Нико напрямую зависят от переговоров с Quantum?
Это то, о чём я уже говорил раньше. Если у нас будут деньги от инвесторов и мы сможем работать на долгосрочную перспективу, то, вероятно, мы подпишем Нико, поскольку нам нужны пилоты нового поколения.
- Но Нико говорил, что его будущее прояснится в конце октября, то есть на следующей неделе... (данное интервью Эрик Булье дал по ходу Гран-При Индии, однако в печать оно вышло только сегодня - прим.@Sport.ru).
Да, вы правы. Потому что Нико не хочет ждать до конца сезона, он вспоминает свой неудачный опыт с Williams, и я его понимаю. Что же, в конце месяца? (Эрик смотрит на часы) У Меня ещё есть несколько дней! (смеется).
- То есть у вас есть уверенность, что к концу месяца Вы дадите Нико ответ?
Да.
- Но успеете ли вы к тому времени согласовать условия контракта с Quantum?
Это не для публичного обсуждения.
- Просто стоит отметить определённый скептицизм относительно этой сделки. А что вы можете сказать по этому поводу?
Да. Скептицизм и Формула-1 - две вещи неразделимые. Формула-1 - сложный бизнес, бизнес "высокого уровня", который включает в себя множество различных сторон, так что заключение любой сделки занимает длительное время. Но нам полностью понятна стратегия. Да, разумеется, выставлены определённые сроки, так называемый "дедлайн". У меня нет стопроцентной гарантии относительно даты заключения этого договора, однако определённые сроки мы должны соблюсти. На сегодняшний день мы знаем достаточно, чтобы всецело доверять Quantum, однако мы не можем пропустить дедлайн, иначе сделка будет под угрозой.
- И каковы эти сроки? Можете уточнить?
Это мои проблемы и мой дедлайн. Вас это не касается.
- Хотелось бы поговорить о финансовых проблемах команды. Очень много было написано, много было сказано. Но всё же, насколько серьёзными были эти проблемы? Сейчас вы готовитесь заключить сделку с Quantum. Где брать бюджет на следующий год в случае, если сделка сорвётся?
- Не складывайте все яйца в одну корзину. Прежде всего - наш бюджет рассчитывается сроком на один год. Сейчас наша основная проблема - доход, которого, фактически нет. Даже с самым маленьким бюджетом из первой пятёрки, мы конкурентоспособны, однако при этом мы не получаем никакой прибыли от Формулы-1. В итоге владельцы (Жерар Лопес и GENII Capital - прим.ред.) вынуждены покрывать дефицит бюджета. Так что бюджет наш не станет меньше в следующем году. Тут есть два варианта - либо мы увеличиваем наши доходы и сами обеспечиваем себя в следующем сезоне, либо владельцы выделяют нам определённую сумму, с конкретным лимитом расходов. В данный момент они понимают, что тот бюджет, который мы запрашиваем на сезон - минимум для того, чтобы держать уровень. С меньшей суммой мы не будем конкурентоспособны. Так что здесь нет никаких проблем. Если вы понимаете, о чём я говорю. Независимо от того, подпишем ли мы контракт со спонсором - бюджет на следующий сезон у нас есть. Это уже решённый вопрос.
- То есть бюджет команды и сделка с арабскими инвесторами не имеет ничего общего?
Абсолютно верно.
- Тогда стоит побеспокоиться за само состояние Формулы-1 - команда, которая борется за победы в гонках испытывает финансовые трудности, как и та же Sauber...
У всех есть финансовые проблемы.
- Семь из одиннадцати команд испытывают финансовые трудности. Повторюсь, это сигнал? Формула-1 в плачевном состоянии?
Это скорее говорит о том, что люди в том же СVС (инвестиционный фонд, владеющий серией - прим.ред.) желают заработать, пытаются удержать высокий уровень дохода, что важно для предстоящего IPO. Но в то же время команды должны демонстрировать шоу. И баланса нет. Однако сейчас уже поздно что-либо менять, мы подписали коммерческое соглашение, так что сейчас у нас другая задача. Необходимо постараться как можно больше снизить расходы, при этом оставив всё на том же высоком уровне - речь о элементе шоу и о спортивной составляющей. По крайней мере понятно, что мы будем вынуждены экономить, как и большинство команд.
- Опять же, сейчас всё больше разговоров ходит о том, что следует сократить расходы. Однако команды не могут договориться, поскольку по-прежнему действует RRA. Что же привело к решению требовать снижения расходов?
Сейчас всё больше и больше дискуссий в паддоке о дальнейшем сокращении расходов. Это одна из немногих позиций, по которым мы сходимся. Все знают, что это нужно, но проблема в том, что мы не понимаем, как это сделать. Есть ещё темы, которые нужно обсудить, в скором будущем мы должны сесть за стол переговоров, так что решение будет найдено.
- Некоторые команды считают, что было бы лучше, если бы расходы команд регулировала FIA. В этом предложении есть рациональное зерно?
Да, разумеется, я поддерживаю поддержку Федерации в этом вопросе, потому что нам нужен кто-то, кто сможет урегулировать всё это правомерно. Однако в идеале этим заниматься должны три стороны - команды, FOM и FIA. Три стороны обсуждают этот вопрос, а затем выносят коллективное решение. Так было бы намного лучше.
- Перейдём к вопросу стратегии развития Формулы-1. В понедельник состоялась встреча стратегической группы, состоящей из шести представителей разных команд. Как вы считаете, этот орган управления можно назвать "демократическим", если в сумме есть шесть голосов от команд, шесть от FOM и шесть от FIA. А что насчёт команд из нижней части турнирной таблицы?
Это очень демократично, и я объясню почему это так. Даже в идеальном мире, все сидя за одним столом ничего не добьются. Ничего. Берни (Экклстоун - прим.ред.) неоднократно говорил, что нам нужна диктатура. Все вместе мы никогда не пойдём в одну сторону - каждый будет перетягивать одеяло в свою сторону. Если за один стол посадить двадцать человек, то мы никуда не уйдём - каждый будет лоббировать свою идею. Потому была создана небольшая группа, которая обсуждает важные вопросы и пытается найти решение проблем. Однако все принятые ими решения проходят через комиссию Формулы-1, так что право голоса есть у каждого. Стратегическая группа обсуждает самое важное и выносит это на совет комиссии. Однако каждая тема. которая имеет значение, пройдёт через эту самую комиссию. Так что каждый имеет право высказаться.
- Однако были опасения, что ведущие команды могут использовать этот орган для того, чтобы пролоббировать использование клиентских шасси. Вы разделяете эту озабоченность? Вы поддерживаете идею клиентских шасси?
Я не думаю, что команды поддержат эту идею. Исключение составит Red Bull. И всё.
- И, вероятно, Ferrari? Нет?
(Эрик помахал пальцами, не желая ответить на этот вопрос)
- Нет? Вы всё же против клиентских шасси?
Стоит сказать - причина, по которой ходят разговоры о использовании в скором будущем клиентских шасси - рассуждения о будущем автоспорта в целом и Формулы-1 в частности. Что будет через пять лет? Особенно, если команды начнут покидать чемпионат? Как я уже говорил, большинство команд испытывают дефицит бюджета, а затраты на постройку своих болидов слишком велики. Купить клиентское шасси гораздо проще. Однако есть и другой способ защиты Формулы-1 как вида спорта - разрешить командам выставлять по три болида на стартовом поле. В Формуле-1 есть шесть-семь команд, способных построить по три машины. Так что в один прекрасный день я был ыб рад увидеть по три машины от команды на стартовой решётке. особенно, если мелкие, частные коллективы покинут пелетон и нам нужно будет добавить машин на стартовом поле, дабы сохранить конкуренцию.
Перевод и адаптация: Александр Кожевников, @Sport.ru
Комментарии