Тактическая эволюция. Опорный полузащитник
В современном футболе тактические схемы, расстановки, амплуа становятся все более общими и расплывчатыми понятиями. @Sport.ru рассмотрит эволюцию игры опорного полузащитника на примере материала известного английского журналиста Джонатана Уилсона из The Guardian…
Футбол всегда развивается. Он делает повороты, повторы, уточнения, его развитие не циклично, но и не линейно. Старые позабытые черты, старые способы игры могут приносить свой урожай снова, так как новые контексты дают им новую жизнь. Роли разделяются и делятся, иногда воссоединяясь в поразительные образы. Некоторые стили игры остаются, казалось бы, неприкосновенными в течение многих лет, а потом вдруг претерпевают изменения. С тактической точки зрения этот год был годом опорного полузащитника.
Переход английских команд от игры по схеме 4-4-2 на 4-2-3-1, которую по умолчанию считают классикой нашего времени, привел к расщеплению роли полузащитника. Умеющие все или полузащитники типа box-to-box из 80-х оказались обречены на выполнение своих узких ролей отчасти потому, что в современном футболе игроки середины поля стали делиться на оборонительных и креативных. Со временем, однако, эти роли также становятся узкоспециализированными и уже в нише опорных полузащитников появляются свои "подвиды" игроков, с существенно разными задачами и талантами.
Первый шаг развития идеи заключался в том, что два опорных полузащитника в схеме 4-2-3-1 стали разделяться на два вида – разрушителя и созидателя. Классический пример – Хавьер Маскерано и Хави Алонсо в "Ливерпуле". Аргентинец собирал коллекцию "горчичников" и пугал противника своими жесткими подкатами и отборами, а Алонсо отвечал за сохранение мяча, с последующей доставкой его атакующим игрокам. Он разбрасывал передачи по флангам, мог отдать пас в любую точку поля и играл как классический оттянутый плеймейкер часто называемый итальянским термином regista (есть некоторые различия, не очень существенные, идеал regista – Андреа Пирло).
Оба типа игроков существовали всегда, конечно – Нобби Стайлз, Херберт Вимммер или Марко Тарделли – ранние примеры Маскерано, игравшие задолго до того как Клод Макелеле дал имя их позиции ("волнорез"), в то же время Жерсона, Гленна Ходдла или Сандея Олисе можно рассматривать как ранние воплощения игроков типа Хави Алонсо.
Сейчас термин "полузащитник" кажется безнадежно расплывчатым и общим, если уж опорные полузащитники начинают четко подразделяться на подвиды. "Манчестер Сити" в этом сезоне обеспечил нас очень увлекательным примером. В прошлом сезоне они имели классического игрока типа box-to-box Гарета Барри и опорника без страха и упрека (типа Маскерано) Хави Гарсию, которых Мануэль Пеллегрини заменил связкой Туре – Фернандиньо.
Первый шаг развития идеи заключался в том, что два опорных полузащитника в схеме 4-2-3-1 стали разделяться на два вида – разрушителя и созидателя. Классический пример – Хавьер Маскерано и Хави Алонсо в "Ливерпуле".
Они, безусловно, способны совершить отбор, вернуть себе мяч, но играют в более творческом стиле, без имеющегося поблизости ярко выраженного разрушителя. Фернандиньо является прекрасным мастером длинного паса, но он не regista типа Андреа Пирло. Он скорее любит делать вылазки вперед, как и его напарник Яя Туре, что и показал в матче против "Арсенала". Его сходство по манере игры с Туре можно назвать как преимуществом "Сити", так и недостатком – эта пара дает чрезвычайное разнообразие атакующих вариантов, когда соперник в какой-то момент понимает, что угрозы в "Ман Сити" можно ожидать от любого игрока, но слабость в том, что совместный поход вперед двух опорников может оставить их зону ответственности без защиты. Хотя уже сейчас можно говорить, что взаимоотношения Туре и Фернандиньо на поле - это часть какой-то системы, партнерского взаимопонимания – подключаются к атакам они по очереди, а в начале сезона бразилец и вовсе скромно выполнял роль чернорабочего при Туре. В общем, это второй вариант построения игры в центре поля и здесь нет примера как классического regista, так и разрушителя типа Маскерано.
Есть и третий путь – использование игроков без ярко выраженных разрушительных и созидательных талантов, таких себе универсалов, которые умеют всего понемногу. Это так называемые "перевозчики" типа Бастиана Швайнштайгера и Сами Хедиры, которые протягивают мяч к чужой штрафной, чтобы затем отдать его тем, кто сможет распорядиться им. Но опять же и здесь есть примеры, которые не вписываются ни в один из шаблонов – к примеру, Модрич, которого можно назвать и "перевозчиком" и regista.
Существует еще один вариант использования опорных полузащитников – оттягивание их на позицию центрбека, что часто делают специалисты из Южной Америки – Херардо Мартино, Мерсело Бьелса и Мануэль Пеллегрини. Маскерано в "Барселоне" играл центрального защитника еще до Мартино, а вот Гари Медель в сборной Чили впервые оказался в обороне при Бьелсе и часто играет там до сих пор. Пеллегрини же сейчас часто использует в центре обороны Хави Гарсию, хотя его там иногда пробовал и Манчини. Бьелса точно так же использовал в "Атлетике" Хави Мартинеса, став родоначальником идея отодвигания опорника в защиту – он так использовал Хуана-Мануэля Ллопа еще во время работы в "Ньюэллз Олд Бойз".
Все это свидетельствует о широчайшем выборе тактических вариантов из списка тех, которые раньше казались совсем нелогичными. Как позиции становятся узкоспециализированными, так и само понятие тактической схемы, расстановки – 4-4-2 или 4-2-3-1 становится расплывчатым, необходимым лишь для общего ориентира. Ключ здесь – баланс между атакой и обороной, а не какое-то абстрактное обозначение, а достичь этого баланса можно множеством способов, как показывает опыт работы того же Бьелсы – зачастую, совсем невероятными и нелогичными.
Узкая специализация, как это ни парадоксально – это своего рода универсализация, только речь сейчас идет не об умении сыграть на нескольких позициях, а о том, что игрок должен уметь все. Универсальность 80-х и 90-х ориентировалась на малое количество разрешенных замен и, к примеру, Колин Тодд у Брайана Клафа мог сыграть на любой позиции в полузащите и обороне, что давало великому менеджеру преимущество в тактическом плане. Сейчас, когда у каждого тренера под рукой куда больший кадровый резерв, чем раньше, возможность включать в заявку на игру большее количество игроков, нужна универсальность другого плана – уже не так важно иметь игроков, которые могут сыграть на нескольких позициях, так как, к примеру, у того же Пеллегрини есть практически два равноценных состава, но вот игроки умеющие и атаковать и обороняться сейчас на вес золота.
Узкая специализация, как это ни парадоксально – это своего рода универсализация, только речь сейчас идет не об умении сыграть на нескольких позициях, а о том, что игрок должен уметь все.
Прошло почти 20 лет с того момента как Карлос Альберто Парейра напророчил переход в будущем на схему 4-6 с четырьмя защитниками шестью игроками атакующего плана, которые будут взаимозаменяемыми, то есть отпадет необходимость в чистых нападающих. Сейчас мы можем наблюдать, что в футболе все так же ценны игроки типа Левандовски, Фалькао, Жиру, Игуаина, Асамоа Гьяна, то есть классические центрфорварды. Но есть и большое количество "девяток", умеющих и любящих атаковать из глубины – Ибрахимович, Кавани, Суарес, ван Перси, Руни, Манджукич, Агуэро, Диего Кошта – игроки универсальные в современном футбольном понимании этого термина.
Если вернуться к схеме 4-6 от Парейры, которая одно время была узнаваема в "Барселоне" и сборной Испании, то сейчас некоторые специалисты и вовсе пытаются играть в 3-7, с тремя центральными защитниками, на откуп которых отданы чисто оборонительные обязанности. Да и то среди них находятся умельцы подключаться к стандартам и создавать угрозу чужим воротам и назвать их чистыми разрушителями сложно. Что говорить, если даже вратари сейчас участвуют в построении атак! Но все это – тема для другого разговора, а в этом нужно подвести черту таким выводом – термин "полузащитник" становится все более общим, амплуа футбольных игроков становится все больше, а чистых опорных полузащитников – все меньше, так как и здесь уже нужно разделять игроков на подвиды, проводить более глубокую классификацию или не проводить ее вовсе, согласившись с тем, что современный футболист должен уметь все.
Сергей Бабарика,@Sport.ru, по материалу Джонатана Уилсона, The Guardian
Материалы по теме:
Комментарии